О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 75.6151
EUR ЦБ 91.3052
 
Погода:
-6
°C
ясно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
13:39 / 18.11.2010

Кто хочет стать …?

Эксперт Brainity, кандидат философских наук Ирина Сазина открывает цикл статей, посвященных самоопределению, самообразованию и развитию личности

A A A
Кто хочет стать …?

По целому ряду причин ― и разного рода общественного неблагополучия, и возрастающей ответственности за себя отдельной личности и т. д. ― проблемы образования и образованности человека, а вместе с ними и проблемы самообразования, представляются чрезвычайно актуальными сегодня.

Обстоятельства, которые, как говорил еще Аристотель в одной из своих «Этик», «многообразны» и часто требуют от нас способности их преодоления. Неудивительно, что мы стараемся при этом найти источник сил не только в своих внутренних ресурсах, но и вовне. Человеку обычно трудно не то, что вытягивать себя из той или иной ситуации, подобно Мюнгхаузену, но даже посмотреть на себя «со стороны» без посторонней помощи. А тут еще и прямыми требованиями жизни становятся гибкость, мобильность, умение легко и с пользой менять сценарии карьеры, «маски» в общении с разными людьми и т. д. Где уж тут в этой сложной мозаике, порой глубоко скрывающей от нас истинные ценности жизни и далеко уводящей от понимания самого себя, своего места в мире, без ошибок определить, где она — твердая почва под ногами? Нашел вроде бы ее, да ведь не будешь же стоять всю жизнь на одном месте. К тому же, вряд ли в «большом плавании большого корабля» по жизни возможно оставаться всегда одним и тем же несгибаемым субъектом. Это мало кому удается. И «рейсы» наши тоже по-разному складываются, бывает, что и трудные решения надо принимать, и «мачты» приходится «рубить»...

Мир сегодня таков, что человек вынужден действовать в условиях наиболее необычной «мозаики» многообразных обстоятельств... И, заметим, вынужден действовать не иначе, как самостоятельно и от своего собственного лица. А это значит, постоянно «позиционировать себя» как в фирме и в сети, так и в собственной семье, заботиться о своем имидже... И всюду оказываться рядом с неизвестным ему «Левиафаном» в самых разных и небывалых его обличьях.

Приходится «держать оборону», заботиться о том, чтобы не потерять свой статус, успех, деньги — и каждый раз во все новых и новых ситуациях неизвестности, неопределенности... И при этом не быть поддержанным семьей, старшим поколением семьи и т. д. Это ведь раньше в обществах, основанных на традициях, заботу о хотя бы некоторой части социальных связей личности брала на себя семья, старшие в семье управляли социальными связями нового поколения: выдавали замуж, женили, определяли на учебу и т. д. Сегодня мы со всех сторон слышим советы молодым не держаться за ценности прежнего, предшествующего поколения. И само молодое поколение не обременяет себя излишней зависимостью от старших. Тем важнее становится любому человеку личное умение не терять точку опоры, как минимум, не позволять манипулировать собой, как и понимать границы собственного манипулирования другими. И проблема здесь уже вовсе не в двуличии отдельных людей (это особая — как моральная, так и эстетическая — тема, актуальная в условиях, когда человеку нужна не одна, на всю жизнь, «маска», а много — и масок, и лиц, и имен: сетевые имена и лица есть у многих, имиджи нарабатываются как тренингами, так и модными парикмахерами, портными, дизайнерами моды и т. д.), а в том, что все это — вполне рабочие, действительно полезные деловые маски, от которых зависит не просто успех и большая прибыль, но и сама жизнь человека, его элементарное благосостояние. Правда, такая ситуация чревата и тем, что уже в реальности действовать начинают преимущественно маски, а не сами люди. И мы лишь с усилием, лишь с определенным «трудом», можем заметить, что рядом с нами уже не «реальный человек», а его виртуальный портрет. Реальный человек, спрятанный за своими масками до поры от мира, оказывается тем, чем был живописный «портрет Дориана Грея» для героя известного произведения Оскара Уайльда. Возникают все новые и новые «перевертыши», так что иногда возникает впечатление, что живешь в каком-то реальном продолжении знаменитого рассказа, где не только сложно отличить «полезную» маску от «опасной», но и сами эти маски приобретают самостоятельную жизнь.

Мне представляется важным и еще одно соображение. Гибкое «деловое поведение» ― удел вовсе не только одних бизнесменов и предпринимателей. А еще и политиков, художников, ученых, педагогов, офисных сотрудников и т. д. Разве им не приходится так же вести свои дела, строить карьеру, думать об успехе, продавать свои идеи, знания, картины, тексты и т. д.? Так есть ли вообще какая-то собственная специфика в образовании и самообразовании делового человека, бизнесмена, сознательно и реально строящего себя и свои дела, абсолютно специфичные в сравнении с другими видами деятельности и другими «профессиями»? И где она, эта специфика, если, с другой стороны, успешное ведение бизнеса в его лучших проявлениях требует той же универсальности, что и деятельность художника, ученого, философа? Очевидно, что в любой подготовке и самоподготовке, в образовании и самообразовании человека работает некая «константа», важная и в образовании бизнесмена, и в образовании художника (не путать с «личностной доминантой»!). И значение ее вовсе не исчерпывается ни психологической устойчивостью, ни деловой хваткой или гибкостью, ни даже нормами этики деловых отношений (которые вполне практически важны для бизнеса, как и для любой другой сферы это понимают все, но все же обычно и говорят, что бизнес и этика — это «две большие разницы»).

Любому современному человеку, ставящему задачу личного роста, самообразования, самообработки, крайне важно понимать суть своего отношения с каждой своей «маской», ответственно подходить к каждой из них, надеваемой с целью более успешного ведения дел. Для этого нужна «константа», даваемая образованием, или та образованность, которую человек приобретает в детстве, юности, — в семье, школе, вузе.

Культура (и образованность как результат восприятия культуры) есть в принципе ответ на потребность в такой константе. «Простейший» ее вариант — исторически сложившаяся в человеческом «социо-культурном думе» система норм, прежде всего, практически очень важные «нравы» (например, говорят, в XIX — начале XX века Саратовская биржа славилась именно тем, что здесь можно было осуществлять сделки, не боясь быть обманутыми, поскольку деловые люди были из немцев Поволжья, отличающихся своей честностью; соответственно, процветала и биржа). Есть и более «сложные» системы ценностей, и более сложные способы объяснения этого, лишь опосредованно ведущие к «пользе». Владение ими, их содержанием и их инструментами, — основа и условие того образования и образованности, которые выступают в целом «константой», позволяющей человеку оставаться и «свободным», и «успешным». Но об этом надо говорить отдельно. Сделаю это в следующих публикациях, предполагаемый цикл которых я назвала «Кто хочет стать ... образованным человеком?»

Ирина Сазина, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 842
 
A A A
Оценка материала:
(4)
Все материалы


Комментарии
Max 18.11.2010 17:23:10

Цитата
«Деловое поведение» в современном мире ― удел вовсе не только одних бизнесменов и предпринимателей. А еще и политиков, художников, ученых, педагогов, офисных сотрудников и т. д.
Ну вот уж нет. С этим я не могу согласиться. Если уж художник или ученый будет организовывать себя в соотвествии с представлениями людей о "деловой этике", то он очень много потеряет именно в личностном плане, который для него подразумевает свободу самовыражения!

Dominov 19.11.2010 10:51:39

Цитата
Приходится «держать оборону», заботиться о том, чтобы не потерять свой статус, успех, деньги — и каждый раз во все новых и новых ситуациях неизвестности, неопределенности... И при этом не быть поддержанным семьей, старшим поколением семьи и т. д. Это ведь раньше в обществах, основанных на традициях, заботу о хотя бы некоторой части социальных связей личности брала на себя семья, старшие в семье управляли социальными связями нового поколения: выдавали замуж, женили, определяли на учебу и т. д.
Извините за столь обильную цитату. Но ничего нельзя из неё выкинуть. Плохо то, что мы уже начинаем считать такую ситуацию нормальной и естественной. И если это так и будет продолэжаться, то к чему мы придем в конце концов. Может быть имеет смысл переключить свой взгляд и ориентировать себя и своих детей на восстановление традиций своих семей, Чтобы была опора. Так как существует до сих пор в странах Востока

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Круглый стол
Пикник «Игра  как пространство для бизнеса»
Елена Агафонова и Дмитрий Романов
Андрей Коротков. Призёр премии Brainer года
Евгений Феклистов
Спикеры мероприятия
Гости дискуссии (25)
Орябинский Ярослав, генеральный директор компаний Центр-колл
 
Rambler's Top100