О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 75.4518
EUR ЦБ 90.0291
 
Погода:
0
°C
облачно
 
Пробки:
5 
Движение плотное
14:16 / 09.02.2011

Личный код эффективности

Когда мы четко знаем, на какие ценности опираемся, нам проще сделать правильный выбор, найти внутренний баланс, почувствовать удовлетворение от жизни

A A A
Личный код эффективности

Недавно прочла интереснейшую книгу Клотера Рапая «Культурный код — как мы живем, что покупаем и почему». В ней автор описывает свой 30-летный опыт раскрытия «кодов», или иначе — смыслов, самых различных понятий: от автомобиля и виски до красоты и здоровья в США и других западных странах. «Кодом» Рапай называет слово, которое большинство людей связывает с определенным понятием в той или иной культурной традиции, например: «еда», «работа», «деньги», «качество», «совершенство», «роскошь» и т. д. Эти коды, глубоко хранящиеся в «культурном бессознательном», определяют восприятие людьми тех или иных объектов и влияют на их выбор.

Я подумала о том, что и на уровне отдельной личности интересно поговорить о «кодах». Обычно их называют смыслами или глубинными ценностями. Где-то в глубине нас на бессознательном уровне хранятся «коды» и «шифры», определяющие наше восприятие действительности и последующий выбор действия или бездействия. В ситуациях выбора, и особенно серьезного жизненного вызова, мы опираемся именно на этот код, зачастую не осознавая, что стоит за решением. Зная свои базовые ценности, свои «коды», мы можем повысить осознанность личного выбора, а значит, можем более эффективно управлять своей жизнью. Или выбрать спонтанность, неуправляемость. Но все равно выбрать.

Помнится, некоторое время назад я обещала читателям своей колонки подробнее остановиться на упражнениях, позволяющих человеку осознать свои глубинные ценности. Сегодня это будет вполне уместно.

Упражнение № 1 я называю «Ранжированием основных целей». Оно очень простое и одновременно очень глубокое. Когда-то я сама выполняла его на тренинге по управлению временем. Удивлений было два. Во-первых, как просто и понятно можно говорить о сложных вещах. И, во-вторых, как много «мусора» было у меня в голове, не позволявшего ясно видеть приоритеты и отнимающего в этой связи огромное количество времени и усилий на «не нужные» мне движения.

Берем таблицу:


Цели             Вес               Балл               
1
2
3

Выписываем свои основные цели (строки 3–5). Можно и больше. Можно только из какой-то сферы, например, только профессиональные цели. Можно конкретные, типа стать генеральным директором ООО «АВС» или более общие на ту же тему: сделать блестящую карьеру. На этом уровне осознаний это не так важно. Единственное условие: цели должны быть соразмеримы по времени их возможного достижения. Выписали.

Затем начинаем сравнивать Цель 1 и Цель 2, Цель 1 и Цель 3 и т. д. по очереди. Затем Цель 2 и Цель 3, Цель 2 и Цель 4 и т. д. Каждый раз, сравнивая цели друг с другом, проставляйте в графе «Вес» какой-нибудь символ, например, «/» напротив цели, которая «выигрывает» в этом сравнении.
Например:

Цели             Вес               Балл               
Похудеть /1
Выучить английский 0
Купить машину//2

И в завершение подводим итоги в графе «Балл». Считаем общее количество символов в каждой строке. В нашем примере «купить машину» — главная цель, «похудеть» — на втором месте, а «выучить английский» — вообще «выбыла из гонки».

Конечно, приоритетность целей еще не говорит о наших ценностях напрямую. Но это упражнение на примере собственных целей или устремлений наглядно демонстрирует человеку понятие «важно — не важно». Это уже ценностный уровень. Дальше можно сделать проверку и заменить конкретные цели категориями ценностей, например:

Цели             Вес               Балл               
1 Внешний вид, привлекательность 
2 Образование, обучение
Благосостояние

Далее следует провести ранжирование еще раз. Скорее всего, результат будет аналогичным. Важно честно и осознанно подобрать замену словам, обозначающим «цель» и соответствующую категорию ценности. Ведь цели «похудеть» для кого-то может соответствовать категория «привлекательность, внешний вид», а для другого человека, например, «здоровье».

Упражнение № 2 — Письма из будущего. Это упражнение для тех, кто склонен к глубокому самоанализу, а также тех, кто готов потратить на осознание своих приоритетов и ценностей около 2 часов. Работать лучше в одиночестве, когда вас никто не будет отвлекать.

Устройтесь поудобнее, подготовьте 10–15 листов писчей бумаги, ручку и маркер.
Возьмите первый лист и напишите на нем дату. Через 1 год. И напишите... обо всем, что для вас важно, как бы из будущего ― так, как будто это уже произошло или происходит с вами. Напишите о своей работе, семье, друзьях, домашних животных, увлечениях, здоровье, покупках, достижениях и пр. Когда письмо будет закончено? Когда вы поймете, что закончили и писать больше не о чем.

Затем возьмите следующий лист. И напишите еще одно письмо из будущего, через 3 года. Затем — через 5. Потом — через 10. И последнее без даты... из того времени, когда вы понимаете, что последним может быть каждый день.

Всего у вас получится пять писем. Разных по объему. Чем дальше, тем короче и короче... Теперь возьмите маркер и отметьте во всех письмах повторяющиеся эпизоды. Наиболее частые сюжеты отражают ваши основные, самые важные ценности. Проанализируйте их. О каких ценностных категориях в них идет речь? Семья, дети, работа, профессия, коллектив, здоровье, помощь близким, что-то еще?

Цель этих упражнений — выявить «коды», которые определяют вашу личную внутреннюю шкалу ценностей. Выявить, осознать и сравнить, насколько то, что вы считаете ценным, сопоставимо с сегодняшними вашим поведением: действиями или бездействием, прилагаемыми усилиями, направлением развития.

Опыт работы в коучинге подтверждает: удержание фокуса на том, что действительно важно, помогает нам быстро развиваться в направлении, которое мы считаем правильным. Осознания, приходящие в ходе таких упражнений, нередко становятся мощным толчком к саморазвитию и поддерживают высокую готовность личности к изменениям.

Елена Агафонова, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 1555
 
A A A
Оценка материала:
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Елена Агафонова
Владимир Якуба
За офис!
Евгений Феклистов, группа Конец фильма
_MG_2256
Пикник «Игра  как пространство для бизнеса»
презентация Е. Антошкиной
Участник Пикника
 
Rambler's Top100