Малый бизнес в развитии
Благодаря Д.Медведеву слово «модернизация» стало модным среди чиновников: любые решения теперь преподносятся как «инновации», и даже РПЦ пытается соответствовать генеральной линии правительства
A | A | A |

Благодаря Дмитрию Медведеву слово «модернизация» стало модным среди чиновников разных уровней власти: любые решения теперь преподносятся как «инновации», и даже РПЦ пытается соответствовать генеральной линии правительства.
В контексте этих глобальных планов и дискуссий незаслуженно мало внимания уделяется малому бизнесу, развитие которого является одним из самых очевидных шагов к модернизации и диверсификации национальной экономики.
Во время прочтения известной книги Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» положенный в основу романа конфликт навел меня на размышления об аналогичной проблеме в России: общество относится к бизнесменам не как к двигателям экономики и национального благосостояния, а как к «паразитам», зарабатывающим капиталы на простых людях. Где искать корни такого отношения? Мне, как представителю нового поколения, не заставшего реалии СССР, трудно понять логику тех, кто осуждает или недолюбливает предпринимателей.
Впрочем, эти взгляды частично распространились и на новое поколение. Мои сверстники мечтают скорее о карьере сотрудника государственной корпорации или чиновника, а не о создании собственного бизнеса. Показательно, что в рейтинге «50 работодателей мечты для молодых специалистов» за 2009 г., опубликованном газетой «Акция», пункт «свой бизнес» занимает
В последнее время в России часто обсуждаются вопросы поддержки и развития малого бизнеса. В контексте решений, принятых на государственном уровне, касающихся общего курса на модернизацию и диверсификацию российской экономики, необходимо обратить особое внимание на зарубежный опыт, особенно меры и практики, принятые в США.
В России государство только недавно стало обращать внимание на малое предпринимательство, в то время как в США малый бизнес давно (с 1932 г.) является приоритетным направлением на федеральном уровне. Опыт США в принятии мер по поддержке и развитию малого бизнеса ценен тем, что все программы активно работают, а также предусмотрены реальные механизмы их осуществления.
Необходимо выделить 4 основных направления поддержки малого бизнеса: финансирование, образование, госзаказ, защита в судах и лоббирование интересов на уровне законодательства.
Широкие возможности по привлечению финансирования — ключевой фактор развития малого бизнеса. Система гарантирования кредитов государством на примере США демонстрирует высокую эффективность и стимулирует предпринимателей, в отличие, например, от прямых субсидий. Фактическое разделение рисков создает сбалансированную и эффективную систему.
В сфере госзаказа малому бизнесу в США гарантировано 23 процента. В России — с развитием сложнее: спорная ситуация с госзакупками и ФЗ-94 фактически лишает малый бизнес возможности выигрывать тендеры.
Стоит также отметить развитую систему бизнес-инкубаторов, которые поддерживают проекты, не располагающие достаточным финансированием. В России данное направление находится на начальном этапе развития, бизнес-инкубаторы создаются, как правило, при вузах (ГУ-ВШЭ, МГТУ им. Баумана, АНХ и т. д.), и их эффективность пока вызывает много вопросов, хотя существуют примеры успешно реализованных проектов (Roomix и Клуб носителей языка в Бизнес-инкубаторе ГУ-ВШЭ).
Опыт поддержки и развития малого бизнеса в США, безусловно, должен приниматься во внимание при формировании аналогичной политики в России. Снижение административных и налоговых барьеров, экспертная и консультационная помощь, финансовые гарантии, лоббирование интересов малого бизнеса в законодательных органах, — это лишь немногие из необходимых направлений по поддержке и развитию предпринимательства в России.
При условии эффективной и результативной работы по указанным выше направлениям можно ожидать роста экономики и ее диверсификации, развития высокотехнологичных отраслей, снижения зависимости бюджетных поступлений от цены на нефть и повышения инвестиционной привлекательности страны.
Игорь Винидиктов,
студент ГУ-ВШЭ,
генеральный директор ООО «ФРЕНТ»
A | A | A |
Оценка материала: | (3) | (1) | (12) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
05 марта, 20:42
Суд разрешил Карлосу Гону выйти под залог -
20 февраля, 00:50
Большинство россиян заявили о невозможности честного бизнеса в России -
13 ноября, 21:28
Больше половины россиян хотели бы иметь свой бизнес -
10 сентября, 11:56
Глава Alibaba Джек Ма собрался на пенсию -
02 августа, 16:06
WhatsApp введет плату для бизнеса за общение с клиентами
-
28 апреля, 22:25
Как исключить семь ошибок менеджеров, чтобы стать лидером продаж -
16 апреля, 15:34
Не учите менеджеров облизывать клиентов! -
15 апреля, 14:49
Вильгельм Майбах: «Саморазвитие и упорство рождают победы» -
20 февраля, 01:16
Как развить стратегическое мышление и навыки стратегического планирования -
10 февраля, 23:08
«Волшебный пинок», или «hard» и «soft» для бизнес-команды
На данный момент нет комментария к этому материалу.