О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 78.7847
EUR ЦБ 92.4302
 
Погода:
+11
°C
ясно
 
Пробки:
1 
На дорогах свободно
09:55 / 06.05.2011

Методы управления стрессом. Часть 2

Переходя к разговору о стрессе в условиях организации, необходимо вспомнить, что движет человеком при выборе той или иной деятельности. Это потребности и собственно мотивация

A A A
Методы управления стрессом. Часть 2

Мотивация, возникая в сознании человека, движет его поведением. Правильно выстроив на предприятии систему мотивации, которая удовлетворяет значимым потребностям отдельных работников, работодатель обеспечивает свою компанию достаточным ресурсом — здоровым человеческим потенциалом.

Если значимые потребности не удовлетворяются, то наступает фаза фрустрированности, то есть достаточно длительная депревация потребностей. В свою очередь сама ситуация фрустрированности является очень мощным стрессогеном, а также она провоцирует возникновение целого ряда других стрессогенов — недовольство работой, ее условиями, начальством, функциональными обязанностями, ощущение непосильной работы, перегрузкой и пр.

Чтобы человек качественно и эффективно работал, необходимо, чтобы у него был достаточный уровень ассертивности. Развитая ассертивность человека способствует его сопротивляемости к возможным стрессовым ситуациям, возникающим на работе и в жизни. Неразвитая ассертивность может указывать на высокую сензитивность к стрессу, то есть стрессор с низким зарядом провоцирует стрессовое напряжение. Целесообразно более подробно остановиться на данной проблеме.

Термин «ассертивность» происходит от английского «assert» — настаивать на своем, отстаивать свои права. Обычно под ассертивностью понимается естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Это понятие близко принципу гештальт-терапии: «Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям; ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям...»

Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути ассертивность — это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение.

Составляющие ассертивности:

Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям.

Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих качества — честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению.

Демонстрация уверенности и позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и знанием того, что мы профессионалы, хорошо владеющие своим ремеслом.

Умение внимательно слушать и понимать. Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека.

Переговоры и достижение рабочего компромисса. Стремление к достижению рабочего компромисса — очень важное для вас, руководителя отдела, отвечающего за тренинговую деятельность, качество. Подчас возникает потребность найти такой выход из сложившейся ситуации, который бы устраивал все стороны, в ней задействованные.

Поиск простых выходов из сложных ситуаций. Ассертивность помогает нам в процессе поиска и нахождения простых выходов из сложных ситуаций.

tumblr_l5ke6fxE9n1qc5zeb.jpgФакторы стресса вне организации
Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы — работников — естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).

Так, можно сказать, что неудовлетворительное финансовое положение может побуждать людей брать дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные о том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может «передать» свой стресс жене.

Групповые факторы стресса
К групповым факторам стресса можно отнести следующие:
• отсутствие групповой сплоченности — отсутствие возможности для работника чувствовать себя членом коллектива вследствие специфики рабочего места, из-за того, что руководитель не допускает или ограничивает эту возможность, или потому, что другие члены группы не принимают его в свои ряды, может явиться источником сильного стресса, особенно для работников с высоким стремлением к аффилиации;
• наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов — наличие серьезных противоречий или несовместимости отдельных характеристик личности работника, например, его личных целей, нужд, ценностей, с социально одобряемыми в группе, где он работает, а значит, вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором.

Факторы стресса, связанные с организацией
Причины связанного с работой стресса исследуются уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:
• неуверенность в завтрашнем дне — для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине;
• невозможность влиять на свою работу — как отмечают многие исследователи, то, в какой степени человек влияет на свою работу, может быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые люди не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников;
• характер выполняемой работы — сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников;
• ролевая двусмысленность и ролевой конфликт — оба эти условия в большинстве случаев воспринимаются как стрессоры. Здесь под ролевой двусмысленностью подразумевается неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом — различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе;
• специфическая организационная структура — например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей;
• стрессогенный стиль управления — частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных;
• давление рабочего графика — сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях.

Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на эти стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность (сензитивность) или стрессоустойчивость (толерантность) влияет ряд ситуативных и личностных переменных.

Стоит привести распространенные причины недовольства сотрудников на рабочем месте. Эти недовольства субъективно влияют на вероятность возникновения напряжения и являются предпосылками стресса.

1298549865_154731.jpgПричины недовольства сотрудников:
• ущемление самостоятельности в выполнении работы;
• боязнь высказаться, спровоцированная действиями руководителя;
• недооценка труда сотрудника со стороны руководства;
• неравнозначность правил для разных сотрудников, несправедливость;
• «глухота» и неуважение со стороны руководства;
• недоверие к словам и действиям руководителя, вызванное тем, что он не выполняет данные обещания;
• неверие в начальника как в управленца;
• потеря уверенности в руководителе;
• нехватка рабочих рук, перегрузка рабочими функциями;
• нехватка информированности и инструкций по выполнению основных обязанностей и задач;
• неудовлетворенная потребность в повышении квалификации;
• недовольство качеством продукции и услуг, которые производит компания;
• недостаток поддержки других отделов и подразделений;
• бюрократия;
• недовольство тем, что руководство не увольняет неэффективные кадры;
• длительность, частота и неэффективность совещаний;
• несправедливая оплата труда;
• недовольство равной оплатой за неравный труд;
• высокие страховые взносы;
• вязкость или отсутствие карьерного роста;
• высокая конкуренция со стороны коллег и давление со стороны руководства;
• нехватка свободного личного времени;
• незаинтересованность руководства в отдельном работнике.

Елена Афанасьева, эксперт Brainity 

 
Количество просмотров: 4184
 
A A A
Оценка материала:
(83)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
_MG_3973
Нина Филоненко
Влад Давыдов и Нина Филоненко
Константин Дубровин
Тимур Султанов
Иван Овчаров и гостья
Татьяна Курочкина
_MG_2183
 
Rambler's Top100