О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 75.8146
EUR ЦБ 89.8934
 
Погода:
+2
°C
облачно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
10:47 / 13.05.2011

Методы управления стрессом. Часть 4

Профилактика стресса

A A A
Методы управления стрессом. Часть 4

Жизненный стиль не только формируется в трудных ситуациях, но в них и проявляет себя. Существуют различные способы преодоления жизненных сложностей. Психологическое преодоление — это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. В широком смысле слова «coping» включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера — попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. Частично это понятие пересекается с понятием психологических защит, но оно шире, потому что включает не только ментальную, но и фактическую реальность.

Копинг направлен на устранение ситуации психологической угрозы, т.е. поддержание баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим условиям. Условием копинга является стресс. Совладание представляет собой индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями.

Психологическая значимость копинга заключается в том, чтобы эффективнее адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и, таким образом, погасить стрессовое действие ситуации.

Оценивать эффективность копинга необходимо по его завершении, если стрессовая ситуация для индивида становится незначимой как раздражитель и освобождается энергия для решения новых задач.

Критерий эффективного совладания связывается с психологическим благополучием человека, что выражается в снижении уровня тревожности, раздражительности, психосоматической симптоматики, депрессивных показателей. Надежным критерием эффективного копинга считается также ослабление чувства уязвимости к стрессам. То есть, если состояние личности стабилизируется, изменяется отношение к проблеме, не возникает субъективное чувство неудовлетворенности и дискомфорта, стоит говорить об эффективном копинге.

Но, насколько бы не различались между собой индивидуальные формы психологического преодоления, они тяготеют к двум полюсам:
• решение проблемы (объект-ориентированное преодоление), фокусирование на проблеме, направленное на разрушение стрессовой связи личности и среды;
• изменение собственных установок в отношении ситуации (эмоционально-ориентированное преодоление), фокусирование на эмоциях, направленных на управление эмоциональным дистрессом.

К первому типу относят реальное решение проблемы, «выпрямление» ситуации, поиск дополнительной информации, обращение к социальной поддержке.

Второй тип включает отвержение проблемы, намеренный отказ от поиска информации, понижение самооценки и на этом основании — отказ от борьбы («это мне не по силам»), эмоциональную экспрессию (гнев, отчаяние, скорбь).

Ментальные ловушки и их когнитивное перепрограммирование

231.jpgМентальные ловушки — это установки, которые заложены на уровне некритичного восприятия в раннем детстве социумом или родителями.

Имеет ли человек дело с ежедневным стрессом или попал в нестандартную ситуацию, на его поведение оказывает влияние множество факторов: его мысли, отношение к себе, к окружающим людям и различным событиям. Иногда оно определяется заложенными в сознание детскими «сигналами», то есть тем, чему учили в детстве: как думать, чувствовать, вести себя. Эти установки потом проявляются в течение всей жизни, определяя, как поступать в разных ситуациях. Такие сигналы могут пошатнуть самооценку и спровоцировать неассертивное поведение. Ассертивное поведение ориентировано на окружающих и предполагает направленность вовне и открытость. Если у человека не получается себя так вести, это может вызвать дополнительные сложности и привести к стрессу.

Неассертивное поведение означает, что человек либо очень скромный, либо очень напористый и агрессивный. Агрессивные люди привыкли доминировать, смотреть на других свысока, они тверды и непоколебимы. Робкие, покладистые люди всегда стараются ублажить окружающих, а свои истинные чувства они скрывают.
Ментальные ловушки срабатывают в те моменты, когда человек делает что-то не так. В независимости от того, связаны ли с детством хорошие или плохи воспоминания, к человеку до сих пор поступают сигналы, влияющие на действия — что и как делать. Некоторые сигналы несут с собой позитив, например, «будь счастлив», но иные, возможно, не принесут пользы, а приведут в негативному эффекту, например, «ты не такой талантливый, как твой брат/сестра».

Самые распространенные ментальные ловушки (сигналы-установки детства):
«Стремись к совершенству!» Скорее всего, в детстве учили во всем стремиться к совершенству. И теперь человек работает на все 100%, хотя достаточно и 80%. Работать в полную силу очень тяжело, да и не всегда нужен. Человек с такой установкой видит недостатки, а не достоинства. С такой установкой человека посещает чувство вины, он боится не справиться со всем, часто чувствует себя бесполезным, подавленным. В данном случае необходимо перестать акцентировать внимание на мелких недочетах, постараться увидеть общую картину. Необходимо позволить себе видеть и ценить красоту, наслаждаться разнообразием прекрасных вещей, которые окружают.

«Располагай к себе остальных!» Человек с такой установкой имеет тенденцию часто кивать головой и улыбаться, даже если в чем-то не согласен с собеседником. В этой ситуации человек может снискать расположение окружающих, но в решении конфликтов он терпит фиаско. Возможно, в детстве часто говорили: «Подумай, что о нас скажут соседи!» или «Будь всегда вежлив с людьми!». Именно поэтому человек считает, что его манера общения в любых ситуациях должна быть как можно более доброжелательной, в противном случае к нему будут плохо относиться или последует наказание. Поэтому стиль человека — делать людям приятное, тогда и сами будете себя хорошо чувствовать«. Человек опасается, что его не поймут. Он принимает во внимание потребности и желание других людей и боится быть недостаточно любезным. Однако его постоянно посещает мысль: «Я ни с кем не могу быть сам собой.» Здесь важно подумать о себе, о том, что хочется именно человеку. Другие и без него смогут прожить счастливо. Необходимо самому решать, чего хочется, кого любить, а кого не любить. Необходимо помнить, что если отвергла, это не означает, что нужно перестать быть самим собой. Самое важное в этой ситуации — научиться говорить «нет».

91818286982.jpg«Нельзя медлить ни секунды!» Человек с такой установкой постоянно занят и спешит, стараясь успеть везде и во всем. В процессе выполнения одного дела, он планирует выполнение следующего. Возможно, других раздражает подобная постоянная занятость. Вероятно в детстве говорили: «Давай быстрее, мы не можем тебя так долго ждать!» Это отложилось в подсознании, однако сейчас в спешке нет острой необходимости. Человек постоянно находится в панике, не способен связно мыслить, сильно устает. Он не принадлежит самому себе. Необходимо посвящать время себе и ничему больше.

«Будь сильным!» Человек с такой установкой все время работает, идет на работу даже тогда, когда болен, когда другие в таком состоянии остаются дома. В детстве вероятно учили быть сильным и не показывать свои слабости: «Плакать не хорошо! Не показывай, что они тебя расстроили!» Человеку страшно, что его недооценят, пытается быть неуязвимым, скучает, чувствует, что его не любят, ему сложно иметь близких друзей. В этой ситуации нужно поделиться чувствами и попросить помощь.

«Больше стараний!» Если человек говорит себе, что надо прилгать больше усилий, то он, вероятно, находится в поиске чего-то другого. Другая работа, другие отношения. Необходимо задаться вопросом: «А для кого столько стараний?» Человек глядит постоянно в будущее, а жить и быть счастливым нужно здесь и сейчас. В детстве, вероятно, сравнивали с остальными, говорили: «Это можно было бы сделать лучше!» Всегда ждали большего, учили стараться изо всех сил, но даже, если человек выкладывался полностью, все равно не получал поощрения или похвалы. Человек боится неудач и постоянно думает: «Я мог бы быть лучше, если б постарался». Необходимо позволять себе не только побеждать, но и проигрывать — чтобы потом вновь побеждать.

Утверждения для самоутверждения:

• Необходимо определить ту сферу жизни, в которой хочется приобрести большую уверенность.
• Написать себе «утверждение для самоутверждение»: писать конкретно и позитивно, используя настоящее время и Я-утверждения: «На собраниях я выступаю уверенно», а не «Я боюсь говорить перед аудиторией.
• Громко и вслух читать утверждения, представляя реальную ситуацию, и действовать согласно утверждению. Определить, каким должен быть голос, подумать, как будете чувствовать себя и какое впечатление это произведет на окружющих.

Существует ряд принципов или правил разумного отношения к жизни.

1. Постоянно ставить соразмерные собственным возможностям жизненные цели и добиваться их. Речь не идет об отказе от своих притязаний, в том числе связанных с известной долей риска. Необходимо задуматься о реальности притязаний и выбирать цели, которые чуть выше реальных возможностей. Как писал Г. Селье: «Стремись к самой высшей из доступных тебе целей и не вступай в борьбу из-за безделиц». Этот принцип требует известной динамичности установок. Руководитель с большим набором гибких установок и достаточным количеством ближайших и перспективных целей («галерея целей»), обладающий способностью их заменять, в случае неудачи показывает свои способности управлять стрессом.

e00145f2a0d6.jpg2. Уметь отличать главное от второстепенного. Этот принцип ориентирует человека на выявление основной, доминирующей линии жизни, предостерегает от погони за сиюминутными, случайными целями. А ведь часто именно в стремлении достичь их незаметно проходит жизнь. В свое время Р. Нибур писал: «Боже, дай нам благоразумие спокойно принять то, что мы не можем изменить; мужество, чтобы изменить то, что можем; и мудрость, чтобы отличить одно от другого».

3. Знать меру воздействия на события, то есть быть реалистичным в оценке как собственных возможностей, так и ситуации, в которой находишься. Игнорирование этого принципа ведет не только к излишней трате сил, но и к дистрессу. Г. Селье советует: «С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте сначала — стоит ли сражаться».

4. Уметь подходить к проблеме с разных сторон. Речь идет о многоплановости видения возникающих проблем, способности взглянуть на них с различных сторон и позиций, о необходимости гибкого подхода в оценке людей и событий. Французский мыслитель Монтень заметил: «Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее».

5. Готовить себя к любым неожиданным событиям заранее. Настраивая себя на возможные, да и на непредвиденные повороты событий, человек тем самым проявляет известную гибкость, реалистичность в подходе к действительности, избавляется от ненужных иллюзий, а порой готовится таким образом к малоприятным новостям.

6. Воспринимать действительность такой, какова она в реальности, а не в воображении. Речь идет опять-таки о реализме в оценке происходящего, позволяющем разумно воспринимать и решать возникающие проблемы, не уклоняясь от них и не забиваясь в скорлупу иллюзий.

7. Стараться понимать окружающих. Адекватное понимание других, в частности мотивов их поведения, проникновение в их внутренний мир позволяет избрать более гибкие линии поведения, избежать ненужных столкновений и в конечном счете обеспечить себе некоторый уровень психологического комфорта.

8. Уметь извлекать положительный опыт, уроки из всего происходящего. Любой приобретенный опыт, при условии серьезного его осмысления и соответствующих выводов, способен значительно расширить возможности в оценке людей и ситуаций, способствуя тем самым и лучшей жизненной адаптации.

9. Жить полной жизнью в каждый ее момент. Несмотря на сложности нашей жизни и вопреки им надо жить, а не существовать, жить каждый день и каждый час, жить каждый миг отпущенной нам жизни. Марк Аврелий сказал: «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней». Его высказывание верно и в наше время.

Важно не только мудро строить свою жизнь, но и активно конструировать свою повседневную реальность. Активные люди отличаются тем, что события не застают их врасплох. Им свойственно предвосхищение событий — они определяют, что вероятнее всего может случиться, и предпринимают шаги, чтобы избежать неприятностей, или, наоборот, извлечь пользу из того, что должно произойти, или изменить ход событий и удовлетворить собственные интересы. Они, как правило, бывают хорошо информированы и умеют оказываться в нужное время в нужном месте. Иногда по этой причине их не совсем справедливо называют счастливчиками. На самом же деле эти люди кажутся таковыми благодаря своим активным и рациональным действиям. Им присущи такие качества, как:
• решительность — они заставляют себя действовать, в то время как другие еще колеблются. Решительность не тождественна импульсивности: импульсивные люди не предвосхищают развития событий и действуют поспешно даже в тех случаях, когда «опасность» почти рядом;
• мужество — необходимость действовать быстро и решительно предполагает элемент осознанного риска. Одни готовы взять этот риск на себя, в то время как другие медлят (и в длительной перспективе навлекают на себя еще больший риск);
• хорошая сопротивляемость стрессу — люди активные очень часто способны действовать, находясь в состоянии стресса, и при этом сохранять трезвую способность следить за развитием событий. В то же время люди, сильно подверженные стрессу, стараются отстраниться от стрессогенной ситуации, избегая или отрицая ее.


Елена Афанасьева, эксперт Brainity 

 
Количество просмотров: 2805
 
A A A
Оценка материала:
(80)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Евгений Феклистов
_MG_4081
Мастер- класс Networking
Яна Фёдорова, Геннадий Чернецов, Элина Гедревич
Евгений Феклистов
Яна Федорова и Юлия Солодова
Пикник «Игра  как пространство для бизнеса»
_MG_2280
 
Rambler's Top100