Недостаток современных ВУЗов – отсутствие бизнесменов-преподавателей
«Национальный проект Образование» запустил масштабную реформу всех видов обучения, целью которой является не только повышение качества процесса образования, но и наилучшее приспособление выпускников к последующей работе.
A | A | A |

Зачастую наше вузовское образование обвиняют в «оторванности» от реальной жизни: обилие лекционных курсов и отсутствие качественных практик негативно сказывается на дальнейшей карьере выпускников. Одним из решений может выступить привлечение российского бизнес — сообщества к преподаванию в ВУЗах. Эти проблемы мы обсуждаем с Еленой Брызгалиной, Заведующей кафедрой Философии образования Философского ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова.
Елена Владимировна, а насколько вообще российские вузы заинтересованы в бизнесменах-ученых?
Е.В.: Привлечение бизнесменов в качестве преподавателей в вузы сегодня важная необходимость. Во-первых, потому, что в новом поколении Государственных образовательных стандартов качество высшего профессионального образования связывают с достижением выпускником не столько некоего набора знаний, сколько свойств, признаков, компетенций. При этом перечень признаков выпускника (набор компетенций) предполагается формировать в сотрудничестве академического сообщества и потенциальных работодателей. Во-вторых, потому, что сложившиеся в процессе учебы отношения с работодателями (представителями бизнеса) могут выступать фактором высокой конкурентноспособности выпускников на рынках различных уровней: мировом, государственном, региональном.
Если преподаватели -практики — это необходимость, то в чем проблема? Почему их так мало в Российских вузах?
Е.В.: Реализация задачи привлечения представителей бизнеса в вузы сопряжена с рядом сложностей. При быстрых темпах реформирования всех сфер общественной жизни довольно трудно сформулировать во всей полноте тот образец специалиста, на который образование должно ориентироваться. Кроме того, сообщество работодателей часто не имеет единого представления об идеальном выпускнике. Можно сказать, что оно и не заинтересовано в оформлении такого единого понимания, так как кадровый потенциал конкретного предприятия, компании, корпорации — это фактор, определяющий ее конкурентные преимущества на рынке. Предприятиям, особенно крупным, выгоднее создать собственный корпоративный вуз, собственную систему профессиональной подготовки и переподготовки, чтобы в процессе обучения отразить конкретные собственные требованиям к компетенциям выпускника определенного уровня.
Кроме этого, привлечение в вузы представителей бизнеса не связано с обеспечением базовой (основной) части образовательной программы. Для систематических занятий со студентами, консультаций, ведения научной работы у предпринимателей просто нет временных ресурсов. Да и специфика ведения бизнеса в России (несовершенство правовой базы, высокий уровень коррупционности чиновников, распространенность «нецивилизованных» форм решения вопросов и прочее) не способствуют тому, что в рамках официальных образовательных процессов нашли отражения все нюансы ведения бизнеса. Трудно ожидать от преподавателя — бизнесмена раскрытия обучающимся всех «тайн» ведения бизнеса, ведь это чревато обострением конкуренции. Кроме того, успешность в ведении бизнеса не всегда сочетается с педагогическими способностями и специальными педагогическими знаниями.
Каков же тогда выход из ситуации? Как совместить необходимость присутствия бизнес — практиков в вузах и обеспечить качественный процесс преподавания?
Е.В.: Чаще всего привлечение к преподаванию представителей бизнеса происходит при внедрении в учебный процесс тренингов, деловых, ситуационных, прогнозных, модельных игр. Распространение тренинговых образовательных технологий на всех уровнях системы образования свидетельствует об укреплении образовательной парадигмы, ключевое понятие которой «уметь», а не «знать». С точки зрения социальных последствий, важно обратить внимание на то, что многократное проигрывание ситуаций делает людей, воспитанных на базе указанных технологий, более терпимыми к любым возможным будущим ситуациям, а значит предсказуемыми и гибкими.
Преподавание может быть интересно и для самого бизнесмена: в процессе общения со студентами иметь возможность выбрать сотрудников из наиболее перспективных студентов, обогатить себя креативными инновационными идеями, обрести или укрепить коммуникативные навыки.
A | A | A |
Оценка материала: |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
05 марта, 20:42
Суд разрешил Карлосу Гону выйти под залог -
20 февраля, 00:50
Большинство россиян заявили о невозможности честного бизнеса в России -
13 ноября, 21:28
Больше половины россиян хотели бы иметь свой бизнес -
10 сентября, 11:56
Глава Alibaba Джек Ма собрался на пенсию -
02 августа, 16:06
WhatsApp введет плату для бизнеса за общение с клиентами
-
28 апреля, 22:25
Как исключить семь ошибок менеджеров, чтобы стать лидером продаж -
16 апреля, 15:34
Не учите менеджеров облизывать клиентов! -
15 апреля, 14:49
Вильгельм Майбах: «Саморазвитие и упорство рождают победы» -
20 февраля, 01:16
Как развить стратегическое мышление и навыки стратегического планирования -
10 февраля, 23:08
«Волшебный пинок», или «hard» и «soft» для бизнес-команды
На данный момент нет комментария к этому материалу.