О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 77.0322
EUR ЦБ 91.3448
 
Погода:
+3
°C
облачно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
19:10 / 04.03.2010

Недостаток современных ВУЗов – отсутствие бизнесменов-преподавателей

«Национальный проект Образование» запустил масштабную реформу всех видов обучения, целью которой является не только повышение качества процесса образования, но и наилучшее приспособление выпускников к последующей работе.

A A A
Недостаток современных ВУЗов – отсутствие бизнесменов-преподавателей

Зачастую наше вузовское образование обвиняют в «оторванности» от реальной жизни: обилие лекционных курсов и отсутствие качественных практик негативно сказывается на дальнейшей карьере выпускников. Одним из решений может выступить привлечение российского бизнес — сообщества к преподаванию в ВУЗах. Эти проблемы мы обсуждаем с Еленой Брызгалиной, Заведующей кафедрой Философии образования Философского ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова.

Елена Владимировна, а насколько вообще российские вузы заинтересованы в бизнесменах-ученых?

Е.В.: Привлечение бизнесменов в качестве преподавателей в вузы сегодня важная необходимость. Во-первых, потому, что в новом поколении Государственных образовательных стандартов качество высшего профессионального образования связывают с достижением выпускником не столько некоего набора знаний, сколько свойств, признаков, компетенций. При этом перечень признаков выпускника (набор компетенций) предполагается формировать в сотрудничестве академического сообщества и потенциальных работодателей. Во-вторых, потому, что сложившиеся в процессе учебы отношения с работодателями (представителями бизнеса) могут выступать фактором высокой конкурентноспособности выпускников на рынках различных уровней: мировом, государственном, региональном.

Если преподаватели -практики — это необходимость, то в чем проблема? Почему их так мало в Российских вузах?

Е.В.: Реализация задачи привлечения представителей бизнеса в вузы сопряжена с рядом сложностей. При быстрых темпах реформирования всех сфер общественной жизни довольно трудно сформулировать во всей полноте тот образец специалиста, на который образование должно ориентироваться. Кроме того, сообщество работодателей часто не имеет единого представления об идеальном выпускнике. Можно сказать, что оно и не заинтересовано в оформлении такого единого понимания, так как кадровый потенциал конкретного предприятия, компании, корпорации — это фактор, определяющий ее конкурентные преимущества на рынке. Предприятиям, особенно крупным, выгоднее создать собственный корпоративный вуз, собственную систему профессиональной подготовки и переподготовки, чтобы в процессе обучения отразить конкретные собственные требованиям к компетенциям выпускника определенного уровня.

Кроме этого, привлечение в вузы представителей бизнеса не связано с обеспечением базовой (основной) части образовательной программы. Для систематических занятий со студентами, консультаций, ведения научной работы у предпринимателей просто нет временных ресурсов. Да и специфика ведения бизнеса в России (несовершенство правовой базы, высокий уровень коррупционности чиновников, распространенность «нецивилизованных» форм решения вопросов и прочее) не способствуют тому, что в рамках официальных образовательных процессов нашли отражения все нюансы ведения бизнеса. Трудно ожидать от преподавателя — бизнесмена раскрытия обучающимся всех «тайн» ведения бизнеса, ведь это чревато обострением конкуренции. Кроме того, успешность в ведении бизнеса не всегда сочетается с педагогическими способностями и специальными педагогическими знаниями.

Каков же тогда выход из ситуации? Как совместить необходимость присутствия бизнес — практиков в вузах и обеспечить качественный процесс преподавания?

Е.В.: Чаще всего привлечение к преподаванию представителей бизнеса происходит при внедрении в учебный процесс тренингов, деловых, ситуационных, прогнозных, модельных игр. Распространение тренинговых образовательных технологий на всех уровнях системы образования свидетельствует об укреплении образовательной парадигмы, ключевое понятие которой «уметь», а не «знать». С точки зрения социальных последствий, важно обратить внимание на то, что многократное проигрывание ситуаций делает людей, воспитанных на базе указанных технологий, более терпимыми к любым возможным будущим ситуациям, а значит предсказуемыми и гибкими.

Преподавание может быть интересно и для самого бизнесмена: в процессе общения со студентами иметь возможность выбрать сотрудников из наиболее перспективных студентов, обогатить себя креативными инновационными идеями, обрести или укрепить коммуникативные навыки.

Настя Позднякова 
Количество просмотров: 940
 
A A A
Оценка материала:
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
IMG_2344
Иван Тонких, создатель и руководитель интернет-проекта «Один дома»
Алексей Кекулов
Radio City
Евгений Феклистов и Людмила Таракнова
Пикник «Игра  как пространство для бизнеса»
Гости премии
Терехов Станислав
 
Rambler's Top100