О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 76.4667
EUR ЦБ 90.4142
 
Погода:
+11
°C
облачно с прояснениями
 
Пробки:
4 
Местами затруднения
17:34 / 04.03.2011

Необходимость национального образования

Можно приветствовать глобализацию, ломающую национальные границы в науке, технике, производстве, но лишь в той мере, которая не закрепляет и, тем более, не усугубляет социально-экономическое неравенство

A A A
Необходимость национального образования

А главное — глобализация не должна лишить народы и народности мира их национальной самобытности. Угроза утраты самобытной культуры усиливает стремление народов сохранить уникальное культурное наследие, передать подрастающим поколениям свой менталитет и веками складывавшиеся национально-культурные традиции, используя для этого семейный уклад, сферу досуга и, в первую очередь, систему образования.

Наиболее остро это проявляется в этнических группах, оказавшихся, в силу разных обстоятельств, вне своих национально-государственных образований и стремящихся идентифицировать себя с национально-культурными сообществами, где сохраняется родной язык и соблюдаются национальные традиции. Немалую роль в этом призваны сыграть функционирующие на территории субъекта страны организации, концентрирующие свою деятельность на сохранении национально-культурных традиций, их пропаганде, воспитании на них детей и молодежи, на вовлечении широких слоев населения в различные виды и формы этнокультурного творчества.

Система национального образования в поликультурном обществе Российской Федерации должна стать центром возрождения духовно-нравственных, художественных, трудовых традиций народа. Такое образование должно представлять собой единую систему, опирающуюся на традиционную культуру воспитания и состоящую из следующих звеньев: семейное воспитание, дошкольное воспитание; общеобразовательная школа; среднее специальное образование; высшая школа, послевузовское образование (в том числе аспирантура и докторантура); повышение квалификации и совершенствование знаний.

Способствовать решению этих задач должна государственная образовательная политика, учитывающая многонациональный состав российского общества. К сожалению, анализ нормативно-правовой базы, а также доктринальных документов в образовательной сфере позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день национальная образовательная политика РФ только формируется. Отсутствует единая концепция национальной школы. Не определены единые критерии установления национального статуса образовательных учреждений, не разработаны минимальные требования к содержанию учебных программ предметов этнокультурного цикла, не решены вопросы лицензирования и аккредитации национальных образовательных учреждений, нет в наличии системы национального профессионального образования и др. В результате, мы можем говорить о том, что образовательные потребности этнонациональных меньшинств не удовлетворяются в полной мере.

Выходом из этого противоречия в условиях такого многонационального и поликонфессионального государства как Россия является функционирование системы национального образования. Это позволит с максимально возможной полнотой в реальном масштабе времени удовлетворять самые насущные этнокультурные и этнообразовательные потребности жителей страны в обучении и воспитании на национальных (родных) языках в соответствии с этническим составом населения.

Образовательная стратегия должна определять целесообразную степень такой цели образования, как активизация общения на этническом языке, развитие форм культуры, с помощью этнического языка, развитие образовательной инфраструктуры, проникновение образовательного процесса в этническую культуру и превращение его в составную часть этой культуры как новой формы социализации молодых поколений. Минимализация этноориентированого образования создает серьезные препятствия в развитии этнорегиональных культур. Как показывает опыт последних десятилетий, несбалансированная образовательная политика в отношении малых народов в ареале их традиционного проживания, может привести к существенным этносоциальным деформациям, имеющим далеко идущие негативные последствия в этнокультурном пространстве, сохранении устойчивой этнической идентификации и формировании идентификационного уровня развития этнического самосознания.

Проблема заключается в том, чтобы выявить, реализовать в теории и на практике возможности этнической культуры в формировании этнического самосознания и устойчивой этнической идентичности, а также усвоение традиционализма народов в системе средств становления и развития личности в российском социуме для адекватного социально-этнического самоопределения.

К настоящему времени сложилось несколько подходов к реформированию системы образования: введение регионального компонента образования; изменение роли школы в возрождении этничности; развитие школы с этнокультурным компонентом обучения и воспитания, обеспечение социокультурной среды восприятия этнических ценностей и символов.

При этом возможно сформировать межкультурный диалог с учетом самоценности культуры каждого народа и особенностей этнического самосознания народов, совместно проживающих в полиэтническом социокультурной пространстве региона. Социальное взаимодействие с учетом этнического самосознания включает не только эмоциональный аспект, а также рациональный компонент — это осознание принадлежности к этносоциальной общности, познание истории своего народа в контексте исторического процесса, осознанное отношение к духовным ценностям и восприятию национальной идеи. Современная социально-экономическая ситуация способствует интеграции народов в экономической сфере, но при этом этнический фактор в сфере производственного взаимодействия, как показывает практика и исследования, не вытеснен до конца.

Родион Брехач, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 1044
 
A A A
Оценка материала:
(3)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
_MG_4124
Сорокина Лидия
Сергей Михайлов, МГЮА
_MG_2270
Влад Давыдов
Богачкина Даша, Фёдорова Яна, Андреева Алиса
DSC_4463
_MG_2168
 
Rambler's Top100