О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 70.8623
EUR ЦБ 82.4979
 
Погода:
+8
°C
облачно, небольшой дождь
 
Пробки:
5 
Движение плотное
17:15 / 29.02.2012

Новая школа: быть или не быть?

Нет, пожалуй, более обсуждаемой сферы в России, чем образование. Тем более, что реформа школьного образования идет уже без малого  двадцать лет

A A A
Новая школа: быть или не быть?

Изменилось за это время многое, выросло не одно поколение россиян. Очевидно, что российское образование изменилось и изменилось достаточно сильно, но проблемы остались. И перед нами теперь стоит вопрос: на сколько эффективно идет эта реформа, насколько эффективны те преобразования, которые сейчас происходят в школе?

Время перемен

Необходимость реформировать школу назрела давно: общество стало предъявлять выпускнику определенные запросы (знания и умения, ориентированные на практику, умение приспосабливаться к постоянно меняющимся российским реалиям жизни и т.д.).

А отсюда возникла проблема: как оценить выпускника школы? Так появился единый государственный экзамен (ЕГЭ), о котором споры не утихают несколько лет. Но самыми сложными для школы стали последние два года.

В 2010 году вышел закон о реформе бюджетных учреждений, и тогда все заговорили о том, что школьное образование станет платным. В 2011 году общественность всколыхнули новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС), которые предложили радикальное изменение школьного уклада жизни.

Педагоги и родители забили тревогу. Во многом, я считаю, это связано с тем, что большинство СМИ преподнесли информацию о реформе школьного образования в достаточно искаженном виде, не разобравшись в конкретных документах.
Давайте поговорим обо всем по порядку, а я буду основываться на личном опыте: опыте работы в системе изнутри.

Платное или бесплатное?

Реформа школьного образования не означает, что общее образование станет платным. Конституционное право на бесплатное общее образование никто не отменял. Закон № 83-ФЗ направлен на другое — школа будет получать государственное или муниципальное задание. И ее задача — справиться с этим заданием, в противном случае — реструктуризация (процедуры закрытия или банкротства школы законом не предусмотрено).

Проще всего это объяснить на примере. Есть рядом с вашим домом две школы: в одной проблема с набором первоклассников, а в другой конкурс два-три человека на место, потому что родители считают ее хорошей, и там дают качественное образование. Тогда в следующий раз первая школа останется без государственного задания или будет перепрофилирована в другое бюджетное учреждение. Новый принцип финансирования школ должен повлечь за собой повышение качества образовательных услуг.

А те, кто говорит о платном школьном образовании, просто невнимательно читали новый закон. Задание каждой школе будет формулироваться в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами. И поэтому, если положено в первом классе 22 часа бесплатного образования и 10 внеурочной деятельности (дополнительного образования), то так оно и будет. В противном случае директору школы придется иметь дело с прокуратурой.

Тут, кстати, и появляется второе и главное условие реформы школьного образования — введение федеральных государственных стандартов. Стандарты вводятся в школу постепенно. С 2011 года они введены в первых классах всей страны. Далее постепенно каждый год — новый класс, и к 2020 году будут введены в старшей школе (10-11 классы). По мере разработки и введения ФГОС задача школы изменяется — теперь она не просто передатчик знаний, а общественный институт, который должен формировать личность гражданина страны.

Сопротивление

Вот здесь как раз и произошло столкновение педагогов и родителей с новыми стандартами. Не осознало наше педагогическое сообщество, что требуется от него, в большей своей массе не хочет оно подстраиваться под новые задачи, которые стоят перед школой. С родителями все оказалось еще интереснее.

Впервые школе дают самостоятельность и предлагают родителям стать полноправными участниками образовательного процесса: определять содержание работы школы, контролировать распределение финансовых средств в образовательном учреждении и даже распределять наряду с педагогическим коллективом школы стимулирующую надбавку учителям. В ходе реформы образования такое государственно-общественное управление школой вводилось «сверху» повсеместно. Где-то это прижилось и дает свои положительные результаты, а где-то это до сих пор осталось только на бумаге.

Но важно другое — впервые школа стала открытой, информацию о ее деятельности и результатах, в том числе финансово-хозяйственной составляющей, можно свободно найти в открытом доступе. А это, на мой взгляд, одна из важных составляющих реформирования школы.

Также необходимо отметить, что плавного перехода на ФГОС не получится, введение стандартов в первых классах повлияет на всю систему работы школы. Согласитесь, сложно менять систему воспитания только в отдельных классах. Ну не сможет учитель работать в первом классе с учетом новых требований к обучению школьников, а во втором классе работать по старинке.

Результаты

Изменения школы уже налицо — новые учебники и учебные программы, принимаются новые образовательные программы школ, разработаны новые гигиенические требования и внедряются здоровьесберегающие технологии. Этот список можно продолжать. Важна еще одна составляющая: процесс обучения поворачивается в сторону ребенка.

Более того, школа, по сути, постепенно становится школой полного дня, так как будет организована обширная внеурочная деятельность. А это, в свою очередь, приведет не только к новому качеству воспитания, но и к снижению таких социальных явлений, как несовершеннолетняя преступность и беспризорность.

Минусы

Конечно, в реформе школы есть и минусы — все-таки «ломается» такой консервативный институт и привычный уклад обучения. Еще сложнее, что происходит это на волне расхожего мнения, что «советское образование» лучшее в мире. Но, извините, Советского союза уже не существует да и социально-экономические и политические условия совершенно другие и ставят совершенно новые задачи перед школой.

Конечно, реформа школы идет нелегко. В первую очередь это связано с материальным обеспечением школ. Но, тем не менее, необходимо понять, что нельзя рассматривать реформу школы однобоко, только с негативной стороны. И уж тем более не стоит формировать свое отношение к новой школе только на основе материалов СМИ. Необходимо тщательно изучить предлагаемые нововведения, оценить их положительные и отрицательные стороны и внести соответствующие коррективы.

Дмитрий Жадаев, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 2181
 
A A A
Оценка материала:
(3)
Все материалы


Комментарии
Ольга Цветкова 29.02.2012 22:41:59

Такое впечатление, что реформа школа продолжается бесконечно, бедные ученики, а также их родители!

marta 29.02.2012 22:43:21

Учителям тоже можно посочувствовать.

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
_MG_4176
Гости дискуссии (20)
Перед началом
Богачкина Даша, Фёдорова Яна, Андреева Алиса
Подготовка
Евгений Феклистов, Людмила Тараканова, Дарья Волкова
_MG_2236
_MG_2247
 
Rambler's Top100