О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 76.2711
EUR ЦБ 89.4813
 
Погода:
+15
°C
ясно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
13:39 / 10.02.2011

Образование будущего

Знание — ключевой актив самого ближайшего будущего. И как войны за территорию некогда уступили историческое место войнам за сырье, так и сырьевые войны уступят место войнам за знание

A A A
Образование будущего

Люди замотивированы учиться, потому что постоянно меняющийся мир предъявляет все новые и новые требования. Люди хотят учиться, потому что учеба перестает быть чередой занудных лекций и семинаров, ничего не дающих человеку, который хочет создавать что-то стоящее и значимое, а не абстрактно теоретизировать о теореме Пуанкаре или о первичности материального/идеального.

Вместе с тем и агрессивная риторика середины 2000-х о необходимости создания стандартов образования, направленных на формирование практика до мозга костей, тоже себя исчерпала.

Люди хотят не только получать практические навыки, но и осознавать спектр идей и этических принципов, стоящих за этими навыками, поскольку понимают, что владение принципами вкупе с навыками позволит им быть не просто ремесленниками, но — в полном смысле этого слова — творцами.

И на ниве этих инсайтов государственное образование рушится как колосс на глиняных ногах, проигрывая борьбу частным образовательным программам. Наверное, нельзя не отметить Академию народного хозяйства и Государственный университет управления, которые за счет формирующихся там программ пытаются разбавить ситуацию, однако общая инертность и забюрократизированность государственных учреждений не позволяют им эффективно проводить поглощения частных образовательных инициатив и их инкорпорирование внутри себя.

Еще один тренд, который нельзя не выделить, — полное отмирание частного негуманитарного образования. Всю нишу частного образования занимают не просто гуманитарные практики, как у Бурдье, а инновационно-гуманитарные практики: люди хотят учиться рекламе, новым медиа, дизайну, архитектуре. Каждая частная образовательная инициатива становится в этом смысле креативной общиной, стремящейся к превращению в полноценный креативный кластер, инновационную платформу.

образ2.jpg

Ценность изобретения как технологического ноу-хау стремительно падает, равно как и ценность фундаментального исследования по одной из гуманитарных доморощенных тематик. И даже негласно объявленный внутри государственных вузов курс на развитие междисциплинарных исследований, сочетающих подчас абсолютно несочетаемые области научного знания, ситуацию не спасает. Вузы не готовы понимать, что никто больше не хочет приобретать вечные истины; расплодившиеся как грибы после дождя программы MBA не хотят понимать, что мало кто готов платить за красивые известные лица набивших оскомину гуру.

Более того, вузы трубят тревогу: остаться в аспирантуре и заниматься фундаментальными исследованиями, зарабатывая на кафедре 10 000 рублей в месяц, не захочет ни один человек с мозгами, необходимыми для этой самой фундаментальной науки — на одном экспорте идей он заработает в десятки раз больше, но позволить строить фундаментальные исследования на идеях вузы не готовы.

В одном из престижнейших государственных вузов нашей страны однажды я со своим лучшим другом представлял нашу разработку: математические методы моделирования сложных политических процессов. Поскольку никто доселе о таком не писал, список источников, на который мы ссылались, оказался ничтожно мал по сравнению с предписанным. Когда академики, ни разу не апробировавшие свои великие мысли на практике, поинтересовались, со ссылкой на кого мы высказываем очередное мнение, разрушающее привычный им мир, наши нервы не выдержали и мы честно заявили, что ссылаемся сами на себя. Призывы пойти и повторить теорию науки были самыми мягкими из проклятий, обрушившихся на наши головы.

Именно факт наличия такой дисциплины, как теория науки, и тормозит образовательный процесс в государственных вузах. Зашоренные экспертократы не приемлют ничего, что не основывается на мыслях сотен поколений. А это в свою очередь уничтожает несметное множество гуманитарных практик.

Частные образовательные инициативы, направленные на креативный класс, теорию науки отвергают. Потому что данная теория находится в жесточайшей оппозиции к ним, к самому духу и смыслу того, что люди там делают.

образ3.jpgРоссийские частные образовательные инициативы, конечно, всегда что-то подсматривают у Hyper Island или Miami Ad School, но каждая из них идет своим путем.
«Стрелка», например, фокусируется на дизайне, архитектуре и медиа. Учат там бесплатно, даже платят стипендии. Внимание к проекту колоссально, выделенные под него средства огромны. Отдача, похоже на то, есть. И притом неплохая.

ИКРА — школа интерактивных коммуникаций в рекламе, созданная агентством Red Keds и их партнерами, ориентирована на уже работающих в коммуникационной индустрии людей, желающих повысить свой профессиональный уровень. На занятиях там я не бывал, но поскольку уровень мастерства Red Keds во всем, что они делают, высочайший, уверен — и в школе у них все хорошо.

Мы в Idealogy учим инновациям — тому, как мир трансформируется под воздействием новых медиа: как меняются менеджмент, маркетинг, образование, HR и многое другое.

Мы последовательно отстаиваем недопустимость практически бесполезных разработок, невозможность использовать требования теории науки, несостоятельность регулирования образования и попытки привнести в процесс любые лекала — что Болонского процесса, что рестриктов Министерства образования.

Однако мы последовательно и с железной уверенностью выбиваем из студентов и другую крайность, которая особенно свойственна выпускникам гуманитарных факультетов государственных вузов: область идей, творчества и бизнеса имеет под собой строгие правила, имеет технологии и является реплицируемой.

Таким образом, как ни странно, частные образовательные инициативы лучше государственных институтов выполняют как требования профессиональной подготовки кадров, так и задачи по борьбе с лженаукой и бесполезными знаниями.

В этом смысле пессимистические утверждения ряда авторитетных граждан о том, что креативный класс провалил модернизацию, становятся бессмысленными: покуда задачи модернизации возлагаются на тех, кто прошел горнила государственных вузов и сумел сохранить себя внутри системы, жестоко репрессирующей за любой созидательный порыв, эти задачи будут проваливаться. Потому что такого рода репрессивная система, где санкция на репрессию постулирована абстрактной теорией необъективных требований «научности», — это образование прошлого. Но в этом нет вины креативного класса. Потому что настоящий креативный класс получает другое образование. Образование будущего. И со своими задачами модернизации прекрасно справляется.

Илья Балахнин, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 2911
 
A A A
Оценка материала:
(3)
(9)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Нина Филоненко
Гедревич Э. . Кекулов А., Сапенюк М., Макарова Н.
Юлия Солодова
Аудитория
Фёдорова Яна и Дельфей Ирина
Статуэтки
Александр Староверов,  лидер группы метро
Гости
 
Rambler's Top100