Образование будущего. Продолжение
Эксперт Brainity Илья Балахнин — о современных тенденциях в образовании
A | A | A |

Как мне кажется, идеальной моделью существования вуза становится та, которую предлагает в своей работе «Тройная спираль инноваций» видный немецкий специалист в области образования Генри Эцковиц. Он полагает, что вузы становятся одним из трех ключевых стейкхолдеров инновационной деятельности наряду с частным бизнесом и государством. По его мысли, необходимо превращение вуза в успешную корпорацию, которая создает внутри себя и экспортирует во внешнюю среду новые практически ориентированные исследования и бизнесы. В то же время, концепция Эцковица критикуется по тем основаниям, что подавляющее большинство учебных заведений пока не готовы к внедрению такой системы. Они опасаются, что рост финансовых вливаний в практически ориентированные и, как следствие, краткосрочные научные исследования приведет к тому, что студенты полностью утратят интерес к фундаментальной науке, которая по определению коммерчески успешной быть не может. Это, в свою очередь, превратит вузы в корпоративные университеты. В этой связи я считаю эффективной модель, при которой будут реализованы частные инициативы по созданию в вузах бизнес-инкубаторов и исследовательских лабораторий, часть средств от деятельности которых будет перераспределяться в пользу фундаментальной науки.
Еще одна тенденция, наметившаяся в образовании — это стремление «смоделировать встречу» носителей разного типа знаний и экспертизы. Наиболее известным, распространенным и востребованным плодом таких «встреч» является такое направление современной науки, как art&science — слияние ученых-естественнонаучников и художников-концептуалистов, призванное продемонстрировать широким массам через систему упрощенных художественных образов содержание тех или иных научных концепций. Большой интерес также должно представлять инкорпорирование арта в науку, то есть становление дисциплины art-in-science. Как мне кажется, наиболее перспективным разделом данной дисциплины является изучение способов визуальной (а в последнее время и тактильной) коммуникации между человеком и машиной. Рост уровня проникновения устройств с технологией touch-screen заставляет во многом пересмотреть принципы конструирования интерфейсов, сформулированные еще Якобом Нильсеном. И хотя основные постулаты Нильсена никто не отменял, инновационные способы коммуникации требуют и инновационных подходов к интерфейсу.
Еще один серьезный вызов, встающий перед современным образованием, — это необходимость довольно быстро реагировать на запросы бизнеса и общества по части подготовки специалистов новых профессий. Трендспоттинг и тщательный анализ рынка труда, проводимый вузами совместно с кадровыми агентствами и крупнейшими работодателями, должен стать обязательной задачей всех, кто занимается формированием учебных планов и развитием образовательных программ. На данный момент вузы так и не смогли дать рынку достаточное количество специалистов в области новых медиа, рекламы, digital-маркетинга и многих других направлений, что сопряжено не в последнюю очередь со слабым вовлечением практиков в процесс преподавания.
Не менее важно и внедрение новых технологий в сами образовательные процессы. Для студентов становится все чаще значима мобильность, возможность участвовать в лекциях без физического на них присутствия, наличие эффективной коллаборативной среды, внутри которой студенты могли бы совместно работать над своими проектами, а также инфраструктура для полноценного взаимообмена опытом. Все чаще и чаще на смену парадигме learning by doing приходит парадигма learning by faults (когда студенты вынуждены выполнять практические задания, не имея ни малейших, даже теоретических, представлений о способах их выполнения. По факту выполнения задания специальные коучи обсуждают, что было сделано ненадлежащим или не самым эффективным образом) и learning by coworking (студенты учатся в процессе взаимодействия друг с другом и обмена опытом).
Таким образом, на коне в ближайшие несколько лет, по моему мнению, окажутся те учебные заведения, которые смогут эффективно встроиться в указанные макротенденции и сделать процесс обучения по-настоящему инновационным.
A | A | A |
Оценка материала: | (10) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
18 июня, 22:51
Люди все больше не доверяют новостям -
14 марта, 14:36
Ушел из жизни легендарный английский физик-теоретик Стивен Хокинг -
16 февраля, 18:14
В 2019 году на бюджет примут в полтора раза меньше магистрантов -
24 января, 15:29
«Утечка мозгов» из России усилилась -
27 декабря, 16:20
В России определили главные слова года
-
12 апреля, 22:33
FAQ по COVID-19. Все, что вам нужно знать -
11 июня, 23:28
Расследование Ивана Голунова: гроб, кладбище, сотни миллиардов рублей -
15 апреля, 14:49
Вильгельм Майбах: «Саморазвитие и упорство рождают победы» -
03 декабря, 07:05
О том, что такое настоящее образование -
15 июня, 16:05
Жизнь без сверхдоходов
На данный момент нет комментария к этому материалу.