О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 76.4667
EUR ЦБ 90.4142
 
Погода:
+8
°C
облачно с прояснениями
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
09:09 / 24.02.2011

Образование будущего. Продолжение

Эксперт Brainity Илья Балахнин — о современных тенденциях в образовании

A A A
Образование будущего. Продолжение

В предыдущей статье я рассмотрел ситуацию, складывающуюся в сфере образования под воздействием становления креативной экономики. Тем не менее, несмотря на появление значительного количества частных образовательных инициатив, государственные вузы остаются центром притяжения талантливой молодежи, которая оказывается способна терпеть сложившуюся систему пару-тройку лет. В этом смысле требуется существенная модернизация образовательной системы, основой которой должна стать, прежде всего, ориентация на стимулирование студентов к созданию собственных бизнесов в тех областях, которые являются предметом их научного интереса, а также переориентация тематики исследований с фундаментальных на прикладные, востребованные частным бизнесом.

Как мне кажется, идеальной моделью существования вуза становится та, которую предлагает в своей работе «Тройная спираль инноваций» видный немецкий специалист в области образования Генри Эцковиц. Он полагает, что вузы становятся одним из трех ключевых стейкхолдеров инновационной деятельности наряду с частным бизнесом и государством. По его мысли, необходимо превращение вуза в успешную корпорацию, которая создает внутри себя и экспортирует во внешнюю среду новые практически ориентированные исследования и бизнесы. В то же время, концепция Эцковица критикуется по тем основаниям, что подавляющее большинство учебных заведений пока не готовы к внедрению такой системы. Они опасаются, что рост финансовых вливаний в практически ориентированные и, как следствие, краткосрочные научные исследования приведет к тому, что студенты полностью утратят интерес к фундаментальной науке, которая по определению коммерчески успешной быть не может. Это, в свою очередь, превратит вузы в корпоративные университеты. В этой связи я считаю эффективной модель, при которой будут реализованы частные инициативы по созданию в вузах бизнес-инкубаторов и исследовательских лабораторий, часть средств от деятельности которых будет перераспределяться в пользу фундаментальной науки.

456434_213211.jpgЕще одна тенденция, наметившаяся в образовании — это стремление «смоделировать встречу» носителей разного типа знаний и экспертизы. Наиболее известным, распространенным и востребованным плодом таких «встреч» является такое направление современной науки, как art&science — слияние ученых-естественнонаучников и художников-концептуалистов, призванное продемонстрировать широким массам через систему упрощенных художественных образов содержание тех или иных научных концепций. Большой интерес также должно представлять инкорпорирование арта в науку, то есть становление дисциплины art-in-science. Как мне кажется, наиболее перспективным разделом данной дисциплины является изучение способов визуальной (а в последнее время и тактильной) коммуникации между человеком и машиной. Рост уровня проникновения устройств с технологией touch-screen заставляет во многом пересмотреть принципы конструирования интерфейсов, сформулированные еще Якобом Нильсеном. И хотя основные постулаты Нильсена никто не отменял, инновационные способы коммуникации требуют и инновационных подходов к интерфейсу.

Еще один серьезный вызов, встающий перед современным образованием, — это необходимость довольно быстро реагировать на запросы бизнеса и общества по части подготовки специалистов новых профессий. Трендспоттинг и тщательный анализ рынка труда, проводимый вузами совместно с кадровыми агентствами и крупнейшими работодателями, должен стать обязательной задачей всех, кто занимается формированием учебных планов и развитием образовательных программ. На данный момент вузы так и не смогли дать рынку достаточное количество специалистов в области новых медиа, рекламы, digital-маркетинга и многих других направлений, что сопряжено не в последнюю очередь со слабым вовлечением практиков в процесс преподавания.

Не менее важно и внедрение новых технологий в сами образовательные процессы. Для студентов становится все чаще значима мобильность, возможность участвовать в лекциях без физического на них присутствия, наличие эффективной коллаборативной среды, внутри которой студенты могли бы совместно работать над своими проектами, а также инфраструктура для полноценного взаимообмена опытом. Все чаще и чаще на смену парадигме learning by doing приходит парадигма learning by faults (когда студенты вынуждены выполнять практические задания, не имея ни малейших, даже теоретических, представлений о способах их выполнения. По факту выполнения задания специальные коучи обсуждают, что было сделано ненадлежащим или не самым эффективным образом) и learning by coworking (студенты учатся в процессе взаимодействия друг с другом и обмена опытом).

Таким образом, на коне в ближайшие несколько лет, по моему мнению, окажутся те учебные заведения, которые смогут эффективно встроиться в указанные макротенденции и сделать процесс обучения по-настоящему инновационным.

Илья Балахнин, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 2662
 
A A A
Оценка материала:
(10)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Геннадий Чернецов, эксперт Brainity.ru
Геннадий Чернецов, эксперт Brainity (2)
Гости
_MG_2112
Представители компании OTEM
Кекулов А., Сапенюк М., Макарова Н.
Пикник «Игра  как пространство для бизнеса»
Алексей Дружинин (7)
 
Rambler's Top100