О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 77.9241
EUR ЦБ 91.3115
 
Погода:
+5
°C
облачно с прояснениями
 
Пробки:
6 
Движение затруднено
16:44 / 13.12.2010

Образование, культура, человеческие ресурсы и бизнес-сфера

Эксперт Brainity, кандидат философских наук Ирина Сазина — об «экономизации» культуры

A A A
Образование, культура, человеческие ресурсы и бизнес-сфера

Культура, выступающая основанием и необходимой формой для образовательного становления личности, — не просто совокупность ценностей, рассредоточенных по разным регионам мира и несущих в себе специфику создавшего их народа, лишь эпизодически интересных для некоторых межкультурных контактов. Культура в своей сути, сохраняющей значение для любых ее исторически конкретных вариантов, выступает особым ракурсом человечности бытия, выражая особенности человеческой деятельности, способа упорядочения человеком жизни, картины мира, смыслов, ценностей, установок, результатов и т.д. Еще со времен Цицерона культура понимается как «возделывание души». Это возделывание осуществляется постоянно — и ради «роста», и ради поддержания и расширения «веера» человеческих способностей (одна из них, самая, наверное, потрясающая, — способность изменять однонаправленность и необратимость такой фундаментальной характеристики бытия, как время; приобщиться к культуре или ответить «единству культуры», — значит, приобщиться к вечности, остаться в памяти поколений человеком, сделавшим определенный шаг в изменяющей мир человеческой деятельности). Мысль, фантазия или мастерство гения, выразившего себя в ученом трактате или произведении искусства, — как и любые общие правила поведения, нормы и т.д., просто помогающие человеку жить, — концентрируют в себе человеческий потенциал, универсальные способности человеческого существа. Их передача новым поколениям — дело культуры и образования.

Забота об универсальных способностях, образование в направлении человеческой свободы и культуры, составляют «вертикальный» параметр человеческого бытия, его «базу» и «смысловой отвес». На «вертикаль» ориентированы рост и развитие личности, «вертикалью» культуры становление личности поддерживается. Противоположная «ось координат» — это социально-экономическая жизнь человека и общества. И та, и другая (оси) выражают и описывают жизнь человека, личности и общества в двух ее достаточно противоположных направлениях: вертикаль — это свобода и универсальность человека в их концентрированном выражении (особенно в произведениях искусства); горизонталь — это социально-экономические, биологические и цивилизационные основания и границы социума, система социальных отношений, их технологическая обеспеченность, слаженная работа, комфорт и т.д. (часто это полная экономизация, биологизация жизни, уход человека в проблемы потребления, здорового долголетия, здоровой среды обитания, здорового образа жизни, в заботы об омоложении, пластических операциях, и т.п.).

В той же мере, в какой человек не может быть только «экономическим» существом, он не может и вечно стремиться «вверх», ориентируясь только на духовно-ценностную составляющую культуры. Мудрый историк-мыслитель В.О. Ключевский называл подобные безудержные устремления «воспарениями идей». Думаю, один из самых ярких образов того разрушения, которое ждет общество в результате такой односторонности или только «вертикального» стремления, художественно смоделировал Ф. Феллини в своем фильме «Репетиция оркестра» (1978).

статья 4-2.jpegЯсно, что условия и «правила» вертикального и горизонтального параметров могут диктовать отдельному человеку разные модели поведения, как и разные траектории образовательного становления, роста, развития. Штука, правда, в том, что «воспарения» и экономическая «польза» не могут только исключать друг друга в человеческом обществе. Решение проблемы взаимодействия культурного и социального параметров, и, следовательно, проблемы моделирования и управления человеческим поведением, пытается найти «новая экономика». Однако и ее бизнес-реалии весьма беспардонно подталкивают сегодня к «сокращению времени культуры» (как ни удивительно это по отношению к «завоеваниям» культурой вечности). Причем, это касается и жизни индивидов, и их «образования», и жизни общества в целом. «Время — деньги», часто говорим мы, исключая из сферы своих интересов, своего потребления и своих временных затрат все, что денег не приносит. В «исключенном» легко оказываются и общение, и искусство, и хорошее образование, потому что мы так или иначе становимся приверженцами логики, по которой не существует того, чего «нет в телике» (есть такой медийный анекдот про то, что «если тебя нет в телике, или, в переводе на русский, „телевизоре“, то тебя нет совсем»), а именно, исходим из того, что не существует все, что не имеет достаточного выражения в денежном эквиваленте. И причина — не собственная наша алчность, грубость и т.д. Просто время для нас постепенно приобретает только одно измерение — денежное.

Сфера бизнес-образования и бизнес-тренинга, располагающаяся целиком на «горизонтальной» оси координат, первой начинает диктовать эту логику обществу, корректируя при этом и все другие образовательные потребности составляющих его индивидов (ориентируя их в отношении прежде всего «горизонтали», только практически полезных знаний, то есть знаний, приносящих прибыль).

В результате этой «диктовки» оказывается упраздненным и собственно образование как достаточное для становления личности «время культуры» (объективно выступающее также и элементом социальной системы, предполагающим свободное становление человеком). А с ним и необходимый инструмент, обеспечивающий баланс социокультурного бытия человека, позволяющий ему обычно сохранять свою свободу и возможность развития на фоне практически любых экономических условий, бизнес-задач и новейших тенденций в развитии общества.

Но и сегодня, даже при том, что вообще трудно представить образование, существующее отдельно от экономических процессов, — его реальное место в социокультурном пространстве отнюдь не исчерпывается «экономическим» тяготением. С этим, по-видимому, в немалой степени связаны, не вполне удачные пока для России, попытки строить «экономику, основанную на знаниях» (функционирующую в тесной связи с университетской наукой, когда университеты создают новое знание «на продажу», чем и обеспечивают себе самое свое существование).

Продумывать и как-то корректировать этот опыт необходимо начинать с осознания того, что противоречия между горизонталью и вертикалью разрешаются только тем «воспитанием к свободе», которое ни один другой социальный институт, кроме образования и школы, работающих для свободного становления личности, реализовать не может. Только подлинное образование (образованность), а не его консервативно-бюрократические или фиктивно-инновационные суррогаты, выступает сегодня необходимой мерой и условием такой свободы, которая несет в себе и законы человеческой культуры с ее духовным возрастанием, и законы социума с его экономикой и «земными» потребностями индивидов.

И в малом масштабе, на уровне развития личности, баланс практичности, экономического фундамента, и «воспарений» в сфере образования (или, по словам П.А. Флоренского, «стремливости») так же необходим, как и в большом. Если образовательные практики (любые, в том числе и сопровождающие деятельность современных корпоративных культур в сфере бизнеса) сохраняют свою функцию оптимального баланса, а это возможно только при условии сохранения связи личности с ключевыми, «всечеловечески» значимыми универсальными способностями, ценностями, нормами, — они эффективны и в полной мере выполняют свою институциональную задачу. А следовательно, эффективны тем, что напрямую обеспечивается только сохранением в системе образования, в самой школьной повседневности, — их подлинной, развивающей личность специфики (а вовсе не тем, что титанические усилия направляются на передачу исключительно практически полезных, эффективных в деловом отношении знаний, умений, способов действия).

Для бизнес-сферы эта проблема также имеет свой смысл — и личный, и сугубо профессиональный, деловой. Она-то и обозначается сегодня как проблема человеческого ресурса и человеческого капитала. В одной из ее постановок возникает тезис о том, что рынку не нужно слишком много образованных людей. Я думаю, он с непременно должен и может быть скорректирован информацией о том, что состояние человеческого ресурса, имеющее вполне количественное выражение для каждой данной бизнес-компании, по целому ряду показателей определяет и коммерческую ее составляющую.

Более конкретные размышления об этом я постараюсь представить в следующей, завершающей цикл «Кто хочет стать ... образованным человеком?», публикации.

Ирина Сазина, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 2556
 
A A A
Оценка материала:
Все материалы


Комментарии
Iris 14.12.2010 08:47:05

Цитата
противоречия между горизонталью и вертикалью разрешаются только тем «воспитанием к свободе», которое ни один другой социальный институт, кроме образования и школы, работающих для свободного становления личности, реализовать не может
Можно спросить, о какой школе речь? О госзаказе на всеобщее среднее образование? И что подразумевается под образованием? На мой взгляд, современное противоречие между вертикалью духа и горизонталью материи состоит именно в следовании навязанным моделям, то есть, в образовании. Образование как вещь в себе изжило себя. На смену приходит самообразование. И весомым тормозом в процессе смены приоритетов становится именно общеобразовательная школа с её бессмысленными догмами и псевдоинновациями.

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Наталья Рыбакина
Андрей Коротков, Заведующий кафедрой глобальных информационных процессов и ресурсов МГИМО
Гость дискуссии
Юлия Солодова и Тамара Циклаури
Представитель компании Public.ru
гости..
IMG_2365
Вручение призов Экспертам портала
 
Rambler's Top100