О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 76.5939
EUR ЦБ 82.7750
 
Погода:
+8
°C
облачно с прояснениями
 
Пробки:
7 
Серьёзные пробки
12:53 / 15.02.2011

Образовательные стандарты будущего

В течение нескольких недель СМИ и педагогическая общественность обсуждали проект внедрения в школу нового государственного образовательного стандарта

A A A
Образовательные стандарты будущего

Более 15 тысяч человек подписали открытое письмо президенту против грядущий нововведений. Особые споры возникли о стандартах для старшей школы (10-11 класс). Согласно проекту федерального государственного стандарта общего образования до 1 сентября 2020 года в российских школах поэтапно будет проведена реформа. С 1 сентября 2011 года на новый стандарт перейдут первоклассники, а затем плавно вторые, третьи классы и т.д.

Сильнее всего переход на новые стандарты затронет именно старшеклассников. Для них предлагается оставить три обязательных предмета: физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности и курс «Россия в мире». Остальные предметы выделены разработчиками стандарта в шесть предметных групп. Первая группа — это русский язык и литература, а также родной язык и литература, вторая группа — иностранные языки, третья — математика и информатика, четвертая — общественные науки, пятая — естественные науки, шестая — искусство или предмет по выбору. В каждой из групп, по замыслу авторов стандарта, ученик сможет выбрать один-два предмета. То есть, никто не говорит о том, что эти предметы будут необязательными, как пишут об этом СМИ. Напротив, вместо того, чтобы перегружать мозги ребенка — складывать про запас все знания подряд — каждый школьник сможет выстроить для себя индивидуальный образовательный маршрут, усилив изучение тех предметов, которые ему понадобятся для получения будущей профессии. Кстати, нечто подобное уже делается в Пермском крае. Там построено 10 школ для старшеклассников, которые получили название — новые образовательные центры (НОЦы). Эти учреждения «напичканы» всевозможными лабораториями и оборудованием для исследовательской деятельности учащихся. У каждого ребенка отдельное расписание и свой образовательный маршрут. Определенные результаты уже есть. Выпускники НОЦев, к примеру, сдают единый государственный экзамен лучше своих сверстников из обычных школ.

Жадаев-гл.jpgДля школьников нововведения несут позитивные изменения, а вот учителя стали делиться на тех, кто «за» и «против». Последних, надо сказать, больше. Дело в том, что до начала разработки стандартов (до 2007 года) школе отводилась роль транслятора знаний, а качество работы оценивалось на основе успешной передачи этих знаний выпускнику. По мере разработки и введения стандартов второго поколения задача школы как передатчика знаний расширяется — школа становится общественным институтом, который должен формировать личность гражданина страны для ее дальнейшего развития и процветания. И именно здесь важно отношение педагогов к происходящим изменениям. Педагогическое сообщество еще до конца не осознало, что с введением новых образовательных стандартов началась новая эпоха в образовании. Более того, никакого плавного перехода не получится, введение стандартов в первых классах повлияет на всю систему работы школы. Невозможно менять систему воспитания только в отдельных классах. Не сможет учитель работать в первом классе с учетом новых требований и применять компетентностный поход к обучению школьников, а во втором классе работать по старинке.

Есть еще ряд опасений, которые понимают педагоги, и потому противятся новому стандарту: крайне важно «зайти» в стандарт правильно. Проект предполагает перестраивание всей привычной системы обучения: необходимы новые учебники и программы, учителя должны пройти соответствующее обучение, разработать и принять образовательную программу школы. Особые требования предъявляются к имущественному комплексу школы: например, наличие двух спортивных залов. Но большинство сельских школ страны не имеют даже и одного спортзала. Изменить такое положение дел будет крайне сложно. Вообще, приближение материальных условий к требованиям стандарта с одной стороны просто, а с другой — сложно. Просто — потому что необходимо приобрести конкретное оборудование. Сложно — потому что надо знать, как его использовать. Эти ограничения придется учитывать при введении стандарта.

Во многом незнание (а зачастую и нежелание знать) педагогов того, как изменить систему преподавания в новых условиях, определяет формирование негативного восприятия новых стандартов среди родителей. Родительская общественность на волне недоумений педагогов начинает бить тревогу, не разобравшись самостоятельно в том, что привнесет в школу новый стандарт. Если внимательно прочитать проект стандарта — можно увидеть, что процесс обучения поворачивается в сторону ребенка — воспитать его разносторонним, интересным и компетентным. Более того, школа по сути станет школой полного дня, так как будет организована обширная внеурочная деятельность. А это в свою очередь приведет не только к новому качеству воспитания, но и к снижению таких социальных явлений, как несовершеннолетняя преступность и беспризорность.

Оценить и осознать значимость новых образовательных стандартов еще предстоит. Важно понять, что нельзя рассматривать их однобоко, только с негативной стороны. И уж тем более не стоит формировать свое отношение к стандартам только на основе материалов СМИ. Необходимо тщательно изучить предлагаемые нововведения, оценить их положительные и отрицательные стороны и внести соответствующие коррективы.

Дмитрий Жадаев, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 1696
 
A A A
Оценка материала:
(1)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Ольга Юрьева - за офис! (4)
IMG_2440
Пикник «Игра  как пространство для бизнеса»
Алиса Андреева
гости3
Яна Федорова и Татьяна Курочкина
Тамара Самоделова
Геннадий Чернецов, эксперт Brainity (2)
 
Rambler's Top100