Образовательные стандарты будущего
В течение нескольких недель СМИ и педагогическая общественность обсуждали проект внедрения в школу нового государственного образовательного стандарта
A | A | A |

Более 15 тысяч человек подписали открытое письмо президенту против грядущий нововведений. Особые споры возникли о стандартах для старшей школы
Сильнее всего переход на новые стандарты затронет именно старшеклассников. Для них предлагается оставить три обязательных предмета: физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности и курс «Россия в мире». Остальные предметы выделены разработчиками стандарта в шесть предметных групп. Первая группа — это русский язык и литература, а также родной язык и литература, вторая группа — иностранные языки, третья — математика и информатика, четвертая — общественные науки, пятая — естественные науки, шестая — искусство или предмет по выбору. В каждой из групп, по замыслу авторов стандарта, ученик сможет выбрать один-два предмета. То есть, никто не говорит о том, что эти предметы будут необязательными, как пишут об этом СМИ. Напротив, вместо того, чтобы перегружать мозги ребенка — складывать про запас все знания подряд — каждый школьник сможет выстроить для себя индивидуальный образовательный маршрут, усилив изучение тех предметов, которые ему понадобятся для получения будущей профессии. Кстати, нечто подобное уже делается в Пермском крае. Там построено 10 школ для старшеклассников, которые получили название — новые образовательные центры (НОЦы). Эти учреждения «напичканы» всевозможными лабораториями и оборудованием для исследовательской деятельности учащихся. У каждого ребенка отдельное расписание и свой образовательный маршрут. Определенные результаты уже есть. Выпускники НОЦев, к примеру, сдают единый государственный экзамен лучше своих сверстников из обычных школ.
Для школьников нововведения несут позитивные изменения, а вот учителя стали делиться на тех, кто «за» и «против». Последних, надо сказать, больше. Дело в том, что до начала разработки стандартов (до 2007 года) школе отводилась роль транслятора знаний, а качество работы оценивалось на основе успешной передачи этих знаний выпускнику. По мере разработки и введения стандартов второго поколения задача школы как передатчика знаний расширяется — школа становится общественным институтом, который должен формировать личность гражданина страны для ее дальнейшего развития и процветания. И именно здесь важно отношение педагогов к происходящим изменениям. Педагогическое сообщество еще до конца не осознало, что с введением новых образовательных стандартов началась новая эпоха в образовании. Более того, никакого плавного перехода не получится, введение стандартов в первых классах повлияет на всю систему работы школы. Невозможно менять систему воспитания только в отдельных классах. Не сможет учитель работать в первом классе с учетом новых требований и применять компетентностный поход к обучению школьников, а во втором классе работать по старинке.
Есть еще ряд опасений, которые понимают педагоги, и потому противятся новому стандарту: крайне важно «зайти» в стандарт правильно. Проект предполагает перестраивание всей привычной системы обучения: необходимы новые учебники и программы, учителя должны пройти соответствующее обучение, разработать и принять образовательную программу школы. Особые требования предъявляются к имущественному комплексу школы: например, наличие двух спортивных залов. Но большинство сельских школ страны не имеют даже и одного спортзала. Изменить такое положение дел будет крайне сложно. Вообще, приближение материальных условий к требованиям стандарта с одной стороны просто, а с другой — сложно. Просто — потому что необходимо приобрести конкретное оборудование. Сложно — потому что надо знать, как его использовать. Эти ограничения придется учитывать при введении стандарта.
Во многом незнание (а зачастую и нежелание знать) педагогов того, как изменить систему преподавания в новых условиях, определяет формирование негативного восприятия новых стандартов среди родителей. Родительская общественность на волне недоумений педагогов начинает бить тревогу, не разобравшись самостоятельно в том, что привнесет в школу новый стандарт. Если внимательно прочитать проект стандарта — можно увидеть, что процесс обучения поворачивается в сторону ребенка — воспитать его разносторонним, интересным и компетентным. Более того, школа по сути станет школой полного дня, так как будет организована обширная внеурочная деятельность. А это в свою очередь приведет не только к новому качеству воспитания, но и к снижению таких социальных явлений, как несовершеннолетняя преступность и беспризорность.
Оценить и осознать значимость новых образовательных стандартов еще предстоит. Важно понять, что нельзя рассматривать их однобоко, только с негативной стороны. И уж тем более не стоит формировать свое отношение к стандартам только на основе материалов СМИ. Необходимо тщательно изучить предлагаемые нововведения, оценить их положительные и отрицательные стороны и внести соответствующие коррективы.
A | A | A |
Оценка материала: | (1) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
16 февраля, 18:14
В 2019 году на бюджет примут в полтора раза меньше магистрантов -
17 мая, 23:22
Лишь треть российских предприятий готовы вкладываться в обучение персонала -
14 августа, 12:15
Минобрнауки создает закрытую соцсеть для учителей -
15 апреля, 13:00
Минобрнауки потратит 25 млн руб. на российский рейтинг ведущих вузов -
27 февраля, 11:43
Школьников начнут учить финансовой грамоте
-
15 апреля, 14:49
Вильгельм Майбах: «Саморазвитие и упорство рождают победы» -
03 декабря, 07:05
О том, что такое настоящее образование -
24 января, 14:21
Образование в сети: как учиться в лучших вузах мира бесплатно -
17 февраля, 21:39
Социальный лифт и образование -
25 января, 17:10
Онлайн-образование — что нового. Или диктатура учащихся
На данный момент нет комментария к этому материалу.