О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 64.4711
EUR ЦБ 71.5307
 
Погода:
+13
°C
облачно
 
Пробки:
3 
Местами затруднения
18:19 / 16.06.2011

Процесс формирования общественного мнения

Общественное мнение является управляемой системой. И вопрос сейчас не столько в том, можно ли изучать и измерять общественное мнение, сколько в том, как лучше управлять процессом его формирования

A A A
Процесс формирования общественного мнения

Общественное мнение как специфическое явление духовной жизни

Мнение обычно определяется как суждение. Но суждения бывают разные. Есть дескриптивные, описательные суждения, с помощью которых раскрывается представление о тех или иных фактах, суждениях. Есть нормативные суждения, выражающие повеления, пожелания — ими широко пользуются в праве, в морали. Есть и оценочные суждения. Все, что имеет для людей определенную ценность, получает свою оценку, т. е. люди непременно выражают свое отношение в оценочном суждении. Такое суждение и является мнением.

В мнении выражается как объективное, так и субъективное отношение людей к тому или иному объекту. В прошлом субъективное отношение нередко резко противопоставлялось знанию. При этом ход рассуждений был таков: знание выше мнения, ибо оно позволяет раскрыть объективную истину. Мнение же не позволяет раскрывать истину в силу субъективного отношения к объекту, и оно располагается где-то между впечатлением и позитивным знанием. Такая трактовка мнения является односторонней. Она вытекает из анализа мнений в одном плане — в плане гносеологическом, теоретико-познавательном. Чтобы составить более полное представление о мнении, следует его анализировать и в других планах, в то числе и в плане социологическом.

Дело в том, что для выяснения специфики общественного мнения важно рассматривать его как необходимое звено во взаимоотношении субъекта и объекта деятельности, в отношении человека, социальной группы с окружающим миром. Ведь люди не только познают окружающий мир, но и вступают в определенные отношения, изменяют его. И вот в процессе взаимодействия человека, социальной группы, с окружающим миром необходимо высказываются оценочные суждения, которые выступают в качестве регулятора отношений, поведения людей. Конечно, мнение не тождественно знанию, но оно складывается на его основе.

В сознании любого общества всегда имеют место многочисленные мнения людей, высказываемые по самым различным вопросам социальной жизни. Однако в данном случае интересно не всякое мнение или мнение вообще, не мнение отдельных индивидов, а мнение общественное: мнение, выражающее общезначимое для социальных общностей людей отношение к предмету.

Существует ряд признаков общественного мнения. Общественное мнение — это публично выраженное мнение, в то время как индивидуальное мнение далеко не всегда получает огласку. Общественное мнение — это непременно распространенное мнение. Признаком общественного мнения выступает его динамичность, подвижность.

Общественное мнение высказывается, как правило, по актуальным, социально значимым вопросам жизнедеятельности людей. Затрагивая общие интересы, общественное мнение формируется на их основе. Как продукт взаимодействия людей, оно по своему характеру есть коллективное высказывание.

Когда по вопросам, требующим практического решения, нет единства, общей позиции, формирование общественного мнения неизбежно связано с борьбой мнений по существу самих решений или относительно путей и средств их реализации. Борьба мнений происходит в форме дискуссии, обсуждения с целью выработки приемлемого для большинства мнения. Расхождение здесь может быть, например, по причине, что люди различаются по своим знаниям, жизненному опыту и т. д.

Приведенные признаки общественного мнения позволяют характеризовать его как одно из состояний сознания общества. В пользу сказанного свидетельствуют главным образом то, что общественное мнение (как и любое другое общее мнение) выражает отношения людей к явлениям социальной действительности. В нем сплавлены воедино рациональные, эмоциональные и волевые моменты, оно всегда представляет собой определенную целостность. Как целостность, мнение проявляется в форме одобрения или неодобрения действий и поступков людей. Все это и говорит в пользу того, что оно есть одно из распространенных состояний общества, в котором представлены в определенной слитности идеологические взгляды и представления, социальные чувства, волевые устремления общности людей.

Однако целостность отнюдь не сводится, скажем, к монолитности как к одной из возможных качественных характеристик общественного мнения. Ее признаком является именно наличие определенного качества. Последнее не исключает ни различий между сторонами целостности, ни их противоречивых отношений. Специфика общественного мнения связана с его субъектом. Вопрос о субъекте является, пожалуй, одним из самых спорных в теории общественного мнения. В качестве субъекта называют и «толпу», и «публику», а то и просто любую группу людей, сколь бы мала или велика она не была. Но можно ли назвать мнение любой группы, любого объединения людей непременно общественным? Конечно, малая группа может принимать участие в формировании мнения по какой-либо общей социально значимой проблеме. И в этом случае ее можно называть одной из составляющих субъекта общественного мнения, ибо она входит в ту или иную большую общность людей. Что же касается мнения, которое складывается по вопросам, представляющим интерес только для данной группы, то оно является мнением группы, мнением групповым, коллективным.

Общественное мнение, как и мнение общества в целом, крайне противоречиво по своей природе. Противоречивость его проявляется в том, что оно, с одной стороны, выступает как духовное отношение, а с другой стороны — как духовно-практическое отношение, как проявление социальной воли. Мнение как духовное отношение выражается по преимуществу в оценочных суждениях о явлениях действительности, в чем и состоит его специфика. Но этого недостаточно, ибо оценочный момент не раскрывает в должной мере активное начало, присущее мнению как социальному феномену. Мнение формируется по вопросам, требующим, как правило, своего решения, и ему присуще активное начало. Последнее проявляется главным образом в позиции людей по предмету мнения, в переходе от слов к действию. Духовное отношение становится стороной практических действий как единства объективного и субъективного. Духовное отношение (оценочное суждение) сливается с практической деятельностью, и мнение начинает выступать как духовно-практическое отношение. В качестве такого отношения оно предписывает определенные действия, поступки. В этом случае в процессе формирования общественного мнения на первый план выступает становление общей позиции действий, концентрация усилий социальной воли на принятии определенного решения и путях его осуществления.

Мнение в силу своей противоречивой природы выступает как бы в двух системах отсчета. Будучи духовным отношением, оно включается в систему социального регулирования как специфический вид информации. Особенность мнения в этом случае состоит в том, что оно одобряет или порицает, предписывает, обязывает и т. п. Мнение как духовно-практическое отношение выходит за рамки информации. Для него существенным в этом случае является связь с общественностью, с ее практической деятельностью по регулированию общественных отношений, по социальному управлению.

Управление процессом формирования общественного мнения

Управление формированием общественного мнения предполагает знание того, как возникает данное социальное явление, при каких условиях и под влиянием каких факторов оно складывается, какова динамика процесса его становления, какими качествами обладает утвердившееся мнение.

Известно, что общественное мнение качественно отличается от индивидуальных мнений и не сводится к их сумме. Однако между данными видами мнений существует взаимодействие, которое делает возможным на основе изучения индивидуальных суждений в определенной мере раскрывать черты, присущие общественному мнению. Причем формой его проявления выступают не столько индивидуальные, сколько коллективные мнения.

Общественное мнение является управляемой системой. И вопрос сейчас не столько в том, можно ли изучать и измерять общественное мнение, сколько в том, как лучше управлять процессом его формирования, по каким конкретным критериям судить о сформировавшемся мнении, какие методы применять при его изучении, как эффективно использовать его в регулировании жизнедеятельности людей и т. д.

Цель такого управления в самом общем виде состоит в том, чтобы сформировать эффективно действующее общественное мнение.

Управление формированием общественного мнения является подсистемой управления идеологической деятельностью, направленной на воспитание нового человека. Идеологическая деятельность и общественное мнение тесно взаимосвязаны между собой.

Объектом управления выступает процесс формирования общественного мнения. Он сложен не только потому, что необходимо учитывать влияние многочисленных условий и факторов, воздействующих на зарождение мнений, а главным образом по причине двойственной природы общественного мнения как социального явления. В силу противоречивой природы общественного мнения субъекту управления приходится иметь дело не с одним, а в действительности с двумя процессами его становления, хотя и тесно связанными между собой. С одной стороны, общественное мнение выступает как духовное отношение и его формирование есть процесс выработки суждений. С другой стороны, оно выступает как духовно-практическое отношение, как проявление социальной воли и позиции людей, как процесс перехода суждений (духовного отношения) в практические действия.

В управлении процессом формирования общественного мнения важно обращать внимание на выработку коллективных суждений и становлении общей позиции действия людей потому, что именно они определяют его компетентность и действительность.

Субъект общественного мнения — это устойчивая общность людей, которой принадлежит мнение, чьи интересы и ценности мнение выражает. Организатор же мнения — это любое объединение людей, проявляющее инициативу по формированию мнения, его выражению и распространению. Организатор выносит на обсуждение те или иные социально значимые вопросы, привлекает к ним пристальное внимание людей. Выступая в такой роли, он в состоянии и управлять процессом формирования общественного мнения.

Предметом общественного мнения становятся, как правило, вопросы, решение которых затрагивает интересы той или иной общности людей или общества в целом в данный период времени. Поэтому-то субъекту управления и важно уметь выбирать предмет мнения, учитывая при этом тенденцию расширения влияния мнения.

Субъекту управления важно учитывать особенности каждого из этапов процесса формирования общественного мнения, с тем чтобы целенаправленно формировать суждения общественности. Сообщая нужную информацию по возникшей проблеме, обосновывая необходимость определенной позиции и соответствующего решения, приводя при этом в действие всю совокупность средств, приемов, способов выработки коллективных суждений и позиций, опираясь на диалектику индивидуального, коллективного и общественного мнения, он осуществляет поставленную задачу.

Механизм формирования общественного мнения выступает, с одной стороны, как механизм духовного воздействия на сознание и поведение людей, с другой стороны — как механизм восприятия, усвоения воздействия. Духовное воздействие — это внушение, убеждение, авторитет, социальные нормы, традиции и т. п. Внушение как социально-психологическое явление и как способ духовного воздействия проявляется во взаимоотношениях людей, в том числе в процессе образования мнений. Человек иногда придерживается общего мнения вовсе не потому, что принимал участие в его выработке, а потому, что оно внушено ему в процессе общения. Для внушения как способа духовного воздействия характерно, что предлагаемые суждения воспринимаются индивидом на эмоционально-чувственном уровне без критического к ним отношения, без активного участия в выработке общей позиции. Убеждение обращено к разуму и чувствам людей. По своему содержанию оно представляет систему логических доказательств необходимости определенной оценки и решения обсуждаемой проблемы.

В формировании общественного мнения, как отмечалось, активно участвуют средства массовой информации и пропаганда. Субъекту управления важно уметь использовать их, владеть приемами отбора и способами подачи материала, т. е. техникой выработки коллективных суждений.

Управление процессом формирования общественного мнения предполагает наряду с рассмотренными решение и других проблем, в том числе и проблем взаимодействия общественного мнения и пропаганды. Такое взаимодействие предусматривает, с одной стороны, целенаправленное воздействие пропаганды на формирование общественного мнения, а с другой — повышение эффективности влияния формирующегося общественного мнения на содержание, формы и методы пропаганды.

Александра Кочеткова, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 12754
 
A A A
Оценка материала:
(1)
(1)
(3)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Нина Филоненко
Ольга Юрьева - за офис! (5)
Анна Левина (4)
Гости премии
Знакомства после мастер-класса
Гости
Алексей Дружинин, Школа фриланса (2)
_MG_4157
 
Rambler's Top100