О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 72.2216
EUR ЦБ 85.9943
 
Погода:
+22
°C
ясно
 
Пробки:
1 
На дорогах свободно
16:56 / 21.12.2011

Русская школа управления: миф или реальность?

Существует ли русская школа управления? Этот вопрос равнозначен вечной теме «Есть ли жизнь на Марсе?» Может, есть, а может, и нет

A A A
Русская школа управления: миф или реальность?

Ситуация с Марсом, наверное, куда проще: все показатели жизни планеты имеют устоявшиеся количественные измерения и эталоны. Физика, химия, атмосфера, почва — все материально и наглядно. 

С ответом на вопрос о русской школе управления сложнее. Вопросов много: в каком смысле русская; что такое школа; управления чем и где? Это вопросы совсем не риторические, число ответов на которые зачастую равно количеству собеседников, а в лучшем случае — решающему большинству.

Где-то иностранные программы МВА находят на российских предприятиях воплощение с поправкой на отечественную специфику, где-то не приживаются вовсе. А где-то к ним, к этим программам, относятся снисходительно, называя вчерашним днем.

Основы

Русская школа управления если и могла быть построена, то на основании Русской школы научной организации труда. На трудах Гастева, Богданова, Анохина, Альтшулера. И в этом смысле русская школа управления есть. Есть соотечественники, создавшие и продолжающие разрабатывать свою, авторскую школу.

Их достижения и учеников вы можете найти и в Таллинской школе менеджеров (под руководством В.К. Тарасова), и в школе менеджеров «Арсенал» (руководитель В. Булавин). Наверное, есть и другие, о которых я просто не знаю. 

А вы? Об одной другой школе я узнал относительно недавно, о ней и хочу рассказать. 

Университет

АНО «Открытый Университет Интеллектуального Развития Человека» был создан для реализации процессов по воспитанию управленческих навыков и повышению квалификации управленческого персонала. Университет объединяет мастеров по узким специализациям для последовательных систематизированных действий для решения каждым участником задач в своей повседневной управленческой деятельности с наибольшей эффективностью. 

Программы обучения и практические приемы Университета, методология и ее применение на практике построены на сочетании метода проб и ошибок, мозговых штурмов, универсальной методологии управления, ТРИЗа, обучения действием и ряда других. 

Методика позволяет рассматривать любую, имеющую отношение к управлению, профессиональную ситуацию на качественном многослойном фоне. То есть появляется возможность на практике увидеть несколько способов решения той или иной задачи, примерить их на имеющийся у пользователя опыт и воспользоваться новыми инструментами как своими. 

Звучит, может быть, слишком заумно и непонятно. Вот Вам, читатель, метафора: если опыт представить в виде объектива, через который мы смотрим на встречающиеся трудности, сложности, задачи, то новые знания и информация улучшают характеристики этого объектива, то есть резкость, четкость, скорость фокусировки и т.д. 

Методология, теория и практика Института превращает такой объектив учащегося и в микроскоп, и в телескоп. 

Модель

Институтом разработана «Структурная модель человеческой деятельности»©, согласно которой управленческий персонал распределен на три категории: управляемые, управляющие, управленцы. 

Приведенная классификация означает, что каждый участник взаимодействия может проявлять свои качества в отдельно взятой категории, в двух категориях или одновременно в трех категориях по отношению к реализуемому результату взаимодействия.

В категорию «Управляемые» входят люди, проявляющие ярко выраженную (в прошлом, настоящем и будущем) заинтересованность по пяти основным темам: 

вопросы рода

вопросы судьбы (супружеские, партнерские, отношения, эволюционные); 

вопросы цивилизации (работа, бизнес, деньги, услуги...); 

вопросы культуры (методы развития и проявления личных качеств в составе различных групп); 

вопросы социума (способности комфортно уживаться с самим собой, с близкими, посторонними, чужими, природой и непредвиденными обстоятельствами). 

Управление

Заинтересованность у «Управляемых» может проявляться от полной замкнутости на отдельном показателе до бега по кругу с любой скоростью и в любом направлении. 

Осознавшие свою заинтересованность этими темами, способные дистанцироваться от них, «выйти из круга», отвечать на эти тематические вопросы и управлять решением соответствующих задач становятся «Управляющими»: 

Руководителями называют способных в обычной практике контролировать родовые, судьбоносные и цивилизованные вопросы;

Директорами становятся справляющиеся с контролем родовых, судьбоносных, цивилизованных и культурных вопросов; 

Учредителями становятся способные контролировать вопросы всего круга вышеназванных тем. Качество воздействия Управляющего адекватно качеству понимания контролируемых вопросов.

За пределами круга

Зачастую Управляющий «един в трех лицах»: в силу эксплуатации врожденных качеств и отсутствия навыков должен подготовить себе замену за счет «извлечения» такого сотрудника из круга своих подчиненных. «Варяги» с завидным постоянством стремятся занять позицию «по ту сторону» круга и взять власть в свои руки.

Управленец, находясь за пределами круга, естественным образом формирует организацию на принципе единоначалия, что проявляется в создании «стабильных, фундаментальных», пирамидообразных иерархических организаций. В них контролирующие действия в конечном итоге тормозят заинтересованность управляемых той или иной темой до полной остановки проявления заинтересованности. Происходит блокировка деятельности всей структуры, а вместе с ней и застой, безработица, потребительское отношение на местах под лозунгами «Все сверху нам должны».

«Управленцем» становится Человек, осознающий влияние на себе со всех сторон и при этом направляющий деятельность «Управляющих». Он предлагает каждому участнику и/или группе темы и объекты проявления заинтересованности. Вследствие чего Управленец формирует в системе ось вращения, что на уровне модели адекватно ситуации. Люди перестают бегать по кругу и сосредотачиваются на своих хобби, как на профессиональных занятиях. 

В  то время организационная система (компания, предприятие, фирма, любая система) предоставляет им варианты реализации своих устремлений в понятиях Рода, Судьбы, Цивилизации, Культуры, Социума.

Денис Загребиль, эксперт Brainity
Статья написана совместно с Тютриным Леонидом Орионовичем, Зам. председателя правления
АНО «Открытый Университет Интеллектуального Развития Человека» г. Хабаровск

 
Количество просмотров: 1970
 
A A A
Оценка материала:
(2)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Сергей Хестанов
01.02.2011 048
IMG_2439
IMG_2319
Неотъемлемые атрибуты (4)
Гости дискуссии (18)
Даша Богачкина
Гости
 
Rambler's Top100