Русская школа управления: миф или реальность?
Существует ли русская школа управления? Этот вопрос равнозначен вечной теме «Есть ли жизнь на Марсе?» Может, есть, а может, и нет
A | A | A |

Ситуация с Марсом, наверное, куда проще: все показатели жизни планеты имеют устоявшиеся количественные измерения и эталоны. Физика, химия, атмосфера, почва — все материально и наглядно.
С ответом на вопрос о русской школе управления сложнее. Вопросов много: в каком смысле русская; что такое школа; управления чем и где? Это вопросы совсем не риторические, число ответов на которые зачастую равно количеству собеседников, а в лучшем случае — решающему большинству.
Где-то иностранные программы МВА находят на российских предприятиях воплощение с поправкой на отечественную специфику, где-то не приживаются вовсе. А где-то к ним, к этим программам, относятся снисходительно, называя вчерашним днем.
Основы
Русская школа управления если и могла быть построена, то на основании Русской школы научной организации труда. На трудах Гастева, Богданова, Анохина, Альтшулера. И в этом смысле русская школа управления есть. Есть соотечественники, создавшие и продолжающие разрабатывать свою, авторскую школу.
Их достижения и учеников вы можете найти и в Таллинской школе менеджеров (под руководством В.К. Тарасова), и в школе менеджеров «Арсенал» (руководитель В. Булавин). Наверное, есть и другие, о которых я просто не знаю.
А вы? Об одной другой школе я узнал относительно недавно, о ней и хочу рассказать.
Университет
АНО «Открытый Университет Интеллектуального Развития Человека» был создан для реализации процессов по воспитанию управленческих навыков и повышению квалификации управленческого персонала. Университет объединяет мастеров по узким специализациям для последовательных систематизированных действий для решения каждым участником задач в своей повседневной управленческой деятельности с наибольшей эффективностью.
Программы обучения и практические приемы Университета, методология и ее применение на практике построены на сочетании метода проб и ошибок, мозговых штурмов, универсальной методологии управления, ТРИЗа, обучения действием и ряда других.
Методика позволяет рассматривать любую, имеющую отношение к управлению, профессиональную ситуацию на качественном многослойном фоне. То есть появляется возможность на практике увидеть несколько способов решения той или иной задачи, примерить их на имеющийся у пользователя опыт и воспользоваться новыми инструментами как своими.
Звучит, может быть, слишком заумно и непонятно. Вот Вам, читатель, метафора: если опыт представить в виде объектива, через который мы смотрим на встречающиеся трудности, сложности, задачи, то новые знания и информация улучшают характеристики этого объектива, то есть резкость, четкость, скорость фокусировки и т.д.
Методология, теория и практика Института превращает такой объектив учащегося и в микроскоп, и в телескоп.
Модель
Институтом разработана «Структурная модель человеческой деятельности»©, согласно которой управленческий персонал распределен на три категории: управляемые, управляющие, управленцы.
Приведенная классификация означает, что каждый участник взаимодействия может проявлять свои качества в отдельно взятой категории, в двух категориях или одновременно в трех категориях по отношению к реализуемому результату взаимодействия.
В категорию «Управляемые» входят люди, проявляющие ярко выраженную (в прошлом, настоящем и будущем) заинтересованность по пяти основным темам:
— вопросы рода;
— вопросы судьбы (супружеские, партнерские, отношения, эволюционные);
— вопросы цивилизации (работа, бизнес, деньги, услуги...);
— вопросы культуры (методы развития и проявления личных качеств в составе различных групп);
— вопросы социума (способности комфортно уживаться с самим собой, с близкими, посторонними, чужими, природой и непредвиденными обстоятельствами).
Управление
Заинтересованность у «Управляемых» может проявляться от полной замкнутости на отдельном показателе до бега по кругу с любой скоростью и в любом направлении.
Осознавшие свою заинтересованность этими темами, способные дистанцироваться от них, «выйти из круга», отвечать на эти тематические вопросы и управлять решением соответствующих задач становятся «Управляющими»:
Руководителями называют способных в обычной практике контролировать родовые, судьбоносные и цивилизованные вопросы;
Директорами становятся справляющиеся с контролем родовых, судьбоносных, цивилизованных и культурных вопросов;
Учредителями становятся способные контролировать вопросы всего круга вышеназванных тем. Качество воздействия Управляющего адекватно качеству понимания контролируемых вопросов.
За пределами круга
Зачастую Управляющий «един в трех лицах»: в силу эксплуатации врожденных качеств и отсутствия навыков должен подготовить себе замену за счет «извлечения» такого сотрудника из круга своих подчиненных. «Варяги» с завидным постоянством стремятся занять позицию «по ту сторону» круга и взять власть в свои руки.
Управленец, находясь за пределами круга, естественным образом формирует организацию на принципе единоначалия, что проявляется в создании «стабильных, фундаментальных», пирамидообразных иерархических организаций. В них контролирующие действия в конечном итоге тормозят заинтересованность управляемых той или иной темой до полной остановки проявления заинтересованности. Происходит блокировка деятельности всей структуры, а вместе с ней и застой, безработица, потребительское отношение на местах под лозунгами «Все сверху нам должны».
«Управленцем» становится Человек, осознающий влияние на себе со всех сторон и при этом направляющий деятельность «Управляющих». Он предлагает каждому участнику и/или группе темы и объекты проявления заинтересованности. Вследствие чего Управленец формирует в системе ось вращения, что на уровне модели адекватно ситуации. Люди перестают бегать по кругу и сосредотачиваются на своих хобби, как на профессиональных занятиях.
В то время организационная система (компания, предприятие, фирма, любая система) предоставляет им варианты реализации своих устремлений в понятиях Рода, Судьбы, Цивилизации, Культуры, Социума.
Статья написана совместно с Тютриным Леонидом Орионовичем, Зам. председателя правления
АНО «Открытый Университет Интеллектуального Развития Человека» г. Хабаровск
A | A | A |
Оценка материала: | (2) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
05 марта, 20:42
Суд разрешил Карлосу Гону выйти под залог -
20 февраля, 00:50
Большинство россиян заявили о невозможности честного бизнеса в России -
13 ноября, 21:28
Больше половины россиян хотели бы иметь свой бизнес -
11 ноября, 21:42
«Сбербанк» заменил 70% сотрудников среднего звена на искусственный интеллект -
10 сентября, 11:56
Глава Alibaba Джек Ма собрался на пенсию
-
09 июня, 21:43
Как преодолеть границу собственных способностей -
05 апреля, 20:53
Второй фокус управленческого мышления: обратная связь -
15 марта, 21:34
Управленческое мышление -
28 января, 21:12
Как закладываются основы ресурсного мышления -
19 января, 20:59
О важности ресурсного мышления
На данный момент нет комментария к этому материалу.