Счастье набило оскомину
16 декабря по всей России с помпой, задором и шутихами стартовали «Ёлки», кино в особом «новогоднем» жанре. Насколько удачным получился старт, расскажет наш киноэксперт Мария Петрова
A | A | A |

Однажды я работала над съемками американского шоу. В этом шоу пары героев путешествовали по разным городам мира. В России им выпали города Красноярск и Новосибирск. Продюсеры всеми силами пытались показать красоту и аутентичность России. Получилось традиционное американское драмати-шоу с обоями — красивыми видами города, балалайками с водкой. Ну, то американцы, что с них взять. Города у них — только фон для интриг и драмы. Но когда русские режиссеры идут тем же путем, это вызывает недоумение.
Фабула (фишка) нового фильма команды Тимура Бекмамбетова «Елки» — чистейший копирайт фильма о цепочке добра «Заплати другому». Для России, бессмысленно бредущей в поисках национальной идеи, — самое то. У нас очень большая страна — 1\6 часть суши. И бывает очень сложно ощутить свою связь с жителем Сочи, если ты находишься в Якутии, например. Раздав каждому режиссеру по 15 минут экранного времени и кодовой фразе «На деда мороза надейся, а сам не плошай!», Бекмамбетов отправил свою команду в тур по городам России.
Весь сыр-бор начинается в Калининградском детском доме, где юная воспитанница говорит всем, что ее папа — президент. Ей никто не верит, и чтобы доказать свою правоту, девочка обещает, что глава государства в новогоднем обращении произнесет кодовую фразу.
Совершенно наивным образом к девочке и ее компаньону, безнадежно влюбленному в нее мальчику, приходит в голову идея использовать теорию шести рукопожатий. Путь буквально прокладывается на интернатском столе от апельсинов к плюшевому воплощению президента. В цепочке участвуют представители социальных групп России. Звеньями цепи становятся студент, сноубордист, Вера Брежнева (это певица такая), уголовник, вахтовик Ургант, бизнес-леди и дворник из Ашхабада. Все происходящее дальше — это целый набор штампов, заимствованных из западной культуры телешоу и мыльных опер, и классического представления о праздновании Нового года в России.
Виды городов так и остаются безжизненным фоном для действий героев. Зато работают на узнавание: «Ух ты, нашу елку в кино показали!» Но ощущение, что позади героев в это время на самом деле зеленый фон, как ни странно только усиливается. Словно прогноз погоды смотришь. А между тем, на экране одна за другой происходят трагедии. Героями руководят самые простые человеческие чувства: гордость, ревность, долг, одиночество, стыд. Но самое главное и все превосходящее — желание быть счастливыми. Градус драмы, да и вся палитра чувств, — настолько сильны, что через 45 минут любой человек, эмоционально вовлеченный в фильм, начинает ерзать на стуле. Играет душераздирающая музыка, люди плачут, у них не получается быть счастливыми. Понять, когда драма переходит в телешоу, уже невозможно.
Здесь муж — традиционно пьющий или на новый лад — американоподобный трудоголик. Здесь верят в гороскопы и загаданные желания в пепле и шампанском. Здесь молодежь совершенно не думает о последствиях своих действий, пытается быть круче, чем есть. А фразу одного из героев «А вор где должен сидеть?» — повторяет даже Путин. Русские и американские ценности и традиции, помноженные на перипетии человеческих отношений.
Как раз с человеческим кино и были у нас проблемы. И вроде бы можно сказать, что «Елки» — кино о людях и для людей. Но режиссеры в России привычно не в силах совладать с коротким метром. Прикрывшись использованием атрибутики Нового года, картинками-календарями городов, они совершенно не в силах предложить уютную человеческую историю и скатываются на телевизионную драму. Разумеется, за такой драмой и счастье следует не хилое. Уж смерть так смерть, уж счастье так счастье! Но эффект от такого потока эмоций предсказать трудно. Это как в песне Уитни Хьюстон, если в строчке: «Энд аааааай вил олвэйс лав ю» перетянуть «а», то получится не так здорово.
A | A | A |
Оценка материала: | (1) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
13 сентября, 11:18
Фильм о Стиве Джобсе провалился в западном прокате: картину не оценили ни критики, ни зрители -
19 июня, 13:20
Пермский Минкульт уволил Гельмана -
25 февраля, 11:16
Депардье намерен снять фильм о Чечне -
09 января, 11:20
Тюменский драмтеатр пригласил Ж.Депардье на ставку в 16 тыс. руб. -
28 августа, 10:07
Социальная сеть российских актеров театра и кино будет запущена 1 октября
-
22 июля, 22:39
Вспомнить все. Невероятно правдивая история Арнольда Шварценеггера -
20 января, 18:40
Кинопремия «Оскар» – игра без правил на чужом поле -
18 февраля, 13:20
Видео: от братьев Люмьер до 3D -
25 декабря, 09:52
Безопасность не гарантируется! -
10 декабря, 22:52
«Хороший денек для свадьбы»
А можно попроще, для простых людей? Новая американская сказка с русскими трагедиями? И замена деда мороза на президента? А почему Путина? Тогда уже надо показывать фильм на старый новый год со старым новым президентом. Грустно мне, пойду поскулю маленько...
ну проще сложнона самом деле всегда сказать. потому что мерить все или добром или злом как то примитивно, а по-другому всегда сложно получается.
Мне лично этот фильм показался ужасным. Но у меня достаточно специфичиский вкус. Но народ в зале хохотал. Исходя из этих двух фактов я попыталась объяснить свою позицию относительно этого фильма.
Про Путина отвечать не буду, потомучто на мойвзгляд ответ очевиден.
Мария Петрова.
Для "достаточно специфического вкуса", то есть, для желания восприятия высокохудожественного искусства, в нашей стране нет соответствующей киноиндустрии. Как в своё время поступила октябрьская революция со "старым миром", так поступили и с наработками советской культуры - просто и изъяли из употребления и выкинули. Отсутствие преемственности культур, когда на замену старой приходит новая - вот в чём проблема. И получается, что в тоскующем культурном вакууме толпы хохочут (чем громче смех за кадром, тем выше градус веселья), пытаясь заглушить в себе тоску по чему-то несбывшемуся...