О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 70.1217
EUR ЦБ 76.2245
 
Погода:
-2
°C
облачно с прояснениями
 
Пробки:
4 
Местами затруднения
21:39 / 17.02.2016

Социальный лифт и образование

В наших школах преподаватели работают по старому стандарту — устной «передачи знаний». Умениям и навыкам у нас не учат...

A A A
Социальный лифт и образование

Каждый день с тяжеленными рюкзаками за плечами наши дети плетутся в школу. Не бегут туда радостно, как хотелось бы родителям, не рвутся на занятия, а обреченно идут, потихоньку поглаживая в кармане бесценный смартфон.

И все интересы ребенка — в этой плоской коробочке, которая быстро и без проблем отвечает на все его вопросы и связывает со всем остальным миром. А школа — это так, встретиться с друзьями, посмеяться, пошалить. Нет, уроки большинство детей, конечно же, делает... А куда денешься? Родители неусыпно следят за школьным процессом.

Таким образом и в таком темпе у подавляющего большинства молодой поросли пролетает более десяти лет. Больной вопрос — чем подрастающее чадо будет заниматься во взрослой жизни — встает во всей своей грозной неразрешимости к концу школы. Очень мало детей четко знают, что им интересно в повседневной жизни и чем они хотят заниматься в будущем. Для одних, счастливчиков, этот вопрос уже решен их интересами. Они знают, кем будут, и целеустремленно идут вперед. Но таких детей мало. Для других — кем быть и куда идти учиться — жуткая проблема. А тут еще все взрослые постоянно пристают с вопросами: кем ты хочешь быть? Да и школа за десять лет так и не дала своему питомцу главного понимания, в чем он уникален и чему должен посвятить свою жизнь.

Сейчас уже всем ясно, что мы должны пересмотреть свое отношение к образованию. Сегодня очень трудно сказать, какая профессия будет наиболее востребована через 15-20 лет. Развитие технологий столь стремительно, что невозможно точно предвидеть, какой крен даст наука. Например, еще 30-40 лет назад все думали, что главное в нашей жизни — это скорость. Весь мир был занят тем, что пытался изобрести нечто такое, что могло бы быстрее перемещаться в пространстве. Но прорыва в этом направлении так и не случилось.

Но в это же время в тиши вычислительных центров и научных лабораторий без сенсаций рождались цифровые технологии и Интернет. На них тогда почти никто не обращал внимания и мало кто планировал заниматься именно этим направлением. А в результате — главный рывок, который удалось сделать человечеству в последнее время, — это информационные и цифровые технологии и Интернет. Эти направления и стали главными для дальнейшего развития человечества. Сегодня самые одаренные выпускники школ идут именно в эту сферу. Специалисты, владеющие этими технологиями, нужны везде, особенно в медицине, биологии, практически во всех науках, связанных со здоровьем человека. Старое понятие врачебной практики тоже уходит в прошлое, в медицину все больше идут физики и математики. В образовании, хоть и медленнее, но тоже грядут большие перемены.

Что нам надо

Сейчас главное понять, что мы хотим от образования? Родители хотят одного — чтобы их отпрыска хорошо подготовили к будущей жизни. В принципе, это означает, что он должен в своей самостоятельной жизни владеть теми навыками, которые будут помогать ему идти по выбранной им дороге. Да и смысл образования более всего в том, чтобы подготовить молодого человека к будущему. Надо дать ему навыки — включая и академические, которые позволят ему быть успешным, счастливым и востребованным в нынешнем столетии. Психологи и эксперты советуют, что не следует говорить ему, что делать, а внимательно присматриваться к тому, что он с удовольствием делает сам и что ему лучше всего дается. Если это математика, то вы счастливчики, так как у детей с математическими способностями очень большие возможности и перспективы в нашем цифровом веке. Но и гуманитариям не стоит отчаиваться, они всегда будут нужны, хотя бы для того, чтобы служить коммуникационным мостом между молчаливыми цифровиками и остальным человечеством. Без них и цифровикам не обойтись.

Пока школьная система образования плохо оценивает, что именно получается у людей лучше всего. В моей школе был такой тихий мальчик, троечник, ничем не выделялся. Вроде неплохо рисовал. А уже через 15 лет после окончания школы он стал главным архитектором довольно крупного города. Выигрывал какие-то немыслимые конкурсы и сделал себе имя в сфере, которая его больше интересовала. В общем, стал хорошим специалистом и весьма уважаемым человеком. Про него можно сказать, что человек полностью реализовался в своей профессии. И именно потому, что занимался любимым делом.

Недавно поэт Дмитрий Быков сказал замечательную фразу о профессии. По его убеждению, человек без профессии — это человек без совести. Так как совесть — это ответственность за то, что ты делаешь. Человек, плохо делающий свое дело, бывает просто опасен для окружающих и для общества в целом. Поэтому так счастливы те, кто заявляет, что их работа — это их хобби. Но таких счастливцев мало. Гораздо больше тех, кто так и не понял, что ему интересно. А еще очень много тех, кому просто ничего не хочется делать. Это те несчастные дети, родители и учителя которых не сумели нащупать в ребенке ту струну, которая звенит в его душе. Было бы прекрасно, если были бы в нашей стране такие центры, которые, «глядя» на ребенка, говорили бы его родителям, чему эту неповторимую личность надо учить, чтобы он полностью реализовался. И чтобы папы и мамы не тратили время и деньги на репетиторов, которые не оставят в жизни их отпрыска никакого следа.

Олигархические принцы

Конечно, родители свое чадо не бросят. И куда-нибудь своего ребенка обязательно пристроят. Если они с деньгами и связями, то могут приткнуть в очень теплое место. У нас уже появилось понятие олигархических «принцев» — детей крупных чиновников и очень богатых людей, у которых вдруг сразу после учебы в вузе проявились потрясающие способности к банковскому делу. Поначалу они появляются не на первых ролях, но их почти всегда сразу же возводят в ранг замов первых лиц корпораций, банков и компаний. Однако этих отпрысков отцов-толстосумов, опять же, не так много. Подавляющее большинство молодежи все же должно взбивать собственное «профессиональное масло» само, своими слабыми лапками. И общество тут оказывается очень жестоким. Не всем удается это сделать и прочно встать на собственные ноги. Но многие молодые люди, если у них есть характер и амбиции, находят себя даже на той работе, куда они не стремились, а попали по воле судьбы. Они хорошо понимают, что от их усердия и энтузиазма зависит рост и карьера. Они многого добиваются и наперекор всему становятся хорошими специалистами.

Если студент уже с первых курсов не выберет четкую цель, где он будет работать после вуза, и не начнет вникать в свою специальность с азов, то впереди у него с большой вероятностью маячат безработица, диван, компьютер, стареющие родители, безденежье и жалобы на неудавшуюся жизнь. У меня масса именно таких знакомых с такими проблемными детьми. Еще большее число молодых людей с ненавистью ходит на работу, куда их с трудом приткнули родители, и ждет отпуска как манны небесной. На небольшие деньги, получаемые за нелюбимую работу, не развернешься, не осуществишь свои мечты. А мечты у таких деток одни, как жалуются их предки: развлекаться, хорошо есть и пить, ничего не делать, ни за что не отвечать. С этим постоянным стремлением щекотать себе центры удовольствия наряду с полной безответственностью и желанием иметь все и сейчас существует сегодня масса паразитически живущих молодых людей. И что они будут делать, когда уйдут из жизни родители, которые их сегодня содержат? Один из специалистов уже сказал, что это может привести к всплеску тунеядства и криминала в стране.

Чему сегодня учат в школе

Многому... Но только не тому, что пригодится в жизни в первую очередь. В течение долгих школьных лет дети должны усвоить массу фактов. Сегодня главная установка в школе на то, что ученик должен все, что говорит учитель, выслушать, потом запомнить и воспроизвести. Естественно, что есть определенные знания, факты и умения, которые надо обязательно запомнить и заучить, так как потом без них просто невозможно будет идти дальше. Таблицу умножения, например, и многое другое. Все это надо брать в школе на уроках. Но кроме необходимого набора определенных знаний еще важнее научить учащегося критически мыслить. К сожалению, мыслить и творить в нашей школе не учат. И только если ребенку посчастливится попасть к какому-нибудь одаренному учителю, тогда можно надеяться на то, что в нем что-то разбудят. Но их, одаренных учителей, единицы на всю Россию. Все остальные преподаватели работают по старому стандарту — устной «передачи знаний». Умениям и навыкам не учат. В 1990-е годы начали было давать основы экономических концепций, отраслевую структуру экономики и функционирование рынка труда, но все это было сильно теоретизировано. Довольно быстро учителя поняли, что надо давать детям основы потребительских знаний. То есть они должны владеть финансовой грамотностью потребителя услуг и хотя бы основами предпринимательской деятельности и экономической безопасности. Эти основы должен знать каждый выпускник школы. А вдруг у него проявится предпринимательская жилка?! Он должен эти вещи понимать и знать, а также владеть навыками электронной коммерции, микроплатежами через платежные системы, понимать, что такое пенсионные отчисления и накопления. Но сегодня у нас особое внимание физкультуре и спорту, а не интеллекту. А вот с экономико-правовыми знаниями очень плохо.

Только в специализированных школах и учебных заведениях знакомят с этими знаниями, а они нужны абсолютно всем. И это только часть того, чем должен владеть выпускник, покидая школу.

Путь наверх

Социальный лифт для молодежи сегодня — вещь эфемерная. Это раньше в СССР с его незыблемыми устоями всем было ясно, кто и что может себе позволить, куда идти учиться, если у тебя большие способности. Куда пристраиваться, если талантов нет, а наверх уж очень хочется.

Активные дети даже без больших способностей, но с амбициями сразу же начинали активно трудиться в комсомоле, который многим помогал дальше двигаться наверх. Чаще всего такой молодой человек вступал вовремя в партию и двигался дальше по партийной лестнице, которая тогда определяла почти все. А что сегодня? Вступать в «Единую Россию»? Сомнительно, не та лестница, по которой можно завтра быстро забраться наверх.

Начать свое дело? Если молодой человек умен, активен и убежден в правоте и нужности того, что создает, то это почти всегда приводит к успеху. Причем быстрому, если молодой предприниматель нашел никем не занятую нишу, а его дело имеет спрос. Сегодня это сплошь и рядом происходит с IT-шниками, с теми, кто занимается цифровыми технологиями, которые уже сильно изменили мир и столь важны для развития всего человечества. Безусловно, это ниша для молодых. Те, у кого есть способности к этой деятельности, могут сделать хороший рывок наверх. Сегодня еще они сами знают, какие знания им нужны и где их можно брать. Пока эти знания дают в наших университетах и на наших предприятиях.

Не учить

Но ситуация может измениться. Нашим талантливым детям могут и перекрыть дорогу к знаниям, о чем недавно высказался интернет-омбудсмен при президенте РФ. Странно, что это сказал человек, занимающий столь высокий пост. Омбудсмен уверен, что мы готовим молодых людей для технологически продвинутого Запада. И что, мол, рано или поздно они туда уедут. Омбудсмен предлагает внедрить тактику, которая может уничтожить наших IT-шников как класс. Он считает, что этих ребят не надо учить.

А кто же будет делать у нас импортозамещение? Неужели наши хоккеисты, футболисты или самбисты? Кто будет разрабатывать для страны передовые технологии, в том числе военную технику и космические технологии, если мы не станем растить своих компьютерщиков и программистов? Как омбудсмен собирается без наших умных ребят «обустраивать» в других странах «наше военное присутствие»? С автоматом Калашникова? Сегодня даже домохозяйка знает, что это невозможно. Но интернет-омбудсмен считает, что сначала надо завоевать рынки сбыта, то есть другие страны, а потом уже развивать свое производство.

Когда он выступил с этим предложением, то поверг в шок все лучшие умы России и всю научную элиту. «Для России это интеллектуальный провал, а в перспективе — средневековое мракобесие», — единодушно говорили ученые. Если к советам этого советника прислушаются наверху, то можно констатировать — мы резко покатились назад. И наши умники не смогут быстро научиться тому, чем уже хорошо оснащен мир, чтобы идти вперед. Сколько Геймов и Новоселовых мы еще потеряем, если будем так варварски относиться к нашему интеллектуальному богатству? Создавать велосипед в XXI веке — дело неблагодарное и глупое. Гораздо разумнее двигаться вперед, опираясь на достижения всего мира. Омбудсмен боится, что самые умные ребята сбегут за границу. Я знаю многих наших ученых, работающих ныне за рубежом. Они бы с радостью завтра же вернулись в Россию, если бы на Родине было для них место работы и нормальная зарплата для того, чтобы кормить семью. Да, они уже не хотят бедствовать, как их сокурсники, оставшиеся в родных НИИ. У них уже у всех семьи и дети. Это наш младший научный сотрудник, который занимается наукой, на свою зарплату ни жениться не может, ни детей прокормить. Что получил по зарплатной ведомости — то и имеет. А это копейки. Упрекать молодых ученых в том, что они уехали, несправедливое ханжество. Они не предавали Родину, они просто хотели работать. И надо признать, что это большой стыд для такой великой страны, как Россия, где охранник получает больше ученого. Было бы намного продуктивнее, если бы омбудсмен не предлагал запреты на учебу молодым талантам, а бросил все силы для создания нормальной работы и жизни нашим ученым.

Мускулы или мозги

Кстати, не грех омбудсмену подумать еще и о том, что это спровоцирует появление массы «лишних» людей с хорошими мозгами, которые не найдут для себя нормальной сферы приложения. Вот они-то и будут представлять для стабильности страны гораздо большую угрозу, так как все понимают, умны, критичны и инициативны. Уж лучше направить эту энергию на познание, учебу, творчество.

Если хотим быть конкурентными, то крайне важно озаботиться качеством образования. Об этом в январе на Гайдаровском форуме говорил глава Сбербанка Герман Греф. Он сказал, что «когда он сел в автомобиль „Тесла“, то понял, что будущее, к сожалению, настало раньше, чем мы его ждали, как всегда». «Мы по-прежнему обсуждаем то, что было вчера, но никто не обсуждает, что будет завтра с нашими детьми. А надо перенести фокус внимания туда», — продолжил глава Сбербанка. Он особо отметил, что в мире возник новый тип экономики при вовлечении человеческого интеллекта: «Как нам соответствовать этому тренду? Надо меняться самим и менять все государственные системы и институты. И во всем этом ключевая роль принадлежит образованию. Но там все надо менять. От детских садов до вузов». Чтобы исправить ситуацию, в которой мы уже сильно проигрываем, он призвал отказаться от «старой советской системы образования — „напихивания“ в детей колоссальных объемов информации» и «включиться в технологическую революцию».

Словно в ответ на озабоченность главы Сбербанка (имеющего, между прочим, двух детей-школьников) качеством российского образования главный вуз России — МГУ — объявил о намерении набавлять при поступлении баллы тем абитуриентам, которые хорошо сдали ГТО. К ужасу людей мыслящих, в наших вузах все главнее становятся «мускулы», а не «мозги». Так что тот, кто физически не сможет одолеть «козла» в спортзале, может и не попасть в университет, даже имея лучшие баллы по математике и физике. А тот, кто с «козлом» хорошо справляется, будет и дальше его успешно покорять уже в МГУ, имея тройки по физике. Ну и какой прок будет в дальнейшем от этого «прыгуна»-троечника нашим людям, стране, науке и производству?

Автор: Елизавета Домнышева. Впервые опубликовано на politekonomika.ru

 
Количество просмотров: 3931
 
A A A
Оценка материала:
(2)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
IMG_2320
Митрофанов Сергей
IMG_2434
DSC_4396
Дискуссия в разгаре (2)
_MG_3991
Екатерина Антошкина, Вадим Наливайко, Геннадий Чернецов, Яна Фёдорова
Представитель компании IABC
 
Rambler's Top100