О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 78.6713
EUR ЦБ 91.4790
 
Погода:
+12
°C
облачно с прояснениями, дождь
 
Пробки:
5 
Движение плотное
19:49 / 16.08.2010

Турбокапитализм современности с религиозными корнями

Развитие информационного общества и виртуальных технологий меняет не только характер экономики, но и христианскую деловую этику.

A A A
Турбокапитализм современности с религиозными корнями

В последнее время все чаще стал возникать вопрос о правильности существующей экономической модели, метко охарактеризованной одним известным экономистом как «турбокапитализм». Основанный на циркуляции виртуальных денег и освобожденный от национальных, государственных, а также этических рамок, постгосударственный капитализм (турбокапитализм), приводит к тому, что при нарушении его виртуального экономического баланса неминуемо страдает реальная экономика всего мира. Таким образом, становится очевидна роль этического элемента в экономике.

Сам термин «этика» был разработан Аристотелем в IV веке до Рождества Христова. Его суть (согласно философскому словарю) заключается в обосновании модели достойной жизни. В историческом контексте мы видим, что понятие достойной жизни в разные времена понималось по-разному. Основанная на христианских принципах, западноевропейская деловая этика, начиная с XVI века отвергла этическую модель теоцентризма, согласно которой достойной жизнью, была жизнь посвященная богу, идеалом которой признавалось монашество. Человек новой капиталистической модели, переходя от аграрного к индустриальному экономической строю, разработал также и новую этическую модель антропоцентризма. Теперь достойным образом жизни признавалось материальное благополучие, нажитое своим трудом, который стал восприниматься как служение богу. Новой благодатью стала материя, соответственно средством привлечения благодати, стала не молитва, а труд, переведенный в материальный капитал.

Если взглянуть пристальнее, то становится очевидным, что новая экономическая этика, отказавшись от религиозного культа поклонения богу, не отказалась от нравственных норм и стремлений, выраженных в Библии. Большинство категорий, которыми стал оперировать бизнес, являются заимствованными от христианства. Отношение к труду, как к служению обществу (богу) и средству накопления материальных благ (благодати), завязанному на внутреннюю потребность самовыражения, заимствованы из монашеского устава с его принципами общинной самоотдачи ради духовных благ и самовыражения в молитве. Честная земная жизнь ради Царствия Небесного в грядущем — в новом мире это репутация, основанная на честности исполнения договоренностей ради долгосрочного сотрудничества и больших прибылей в будущем. Да и сама притча о талантах говорит теперь не о преумножении духовных дарований, а понимается буквально, как преумножение материальных благ через вложение в активы. Со временем, благодаря религиозным мотивам (труд — служение богу), новая капиталистическая экономика, основанная лишь на христианских принципах, смогла доказать свою эффективность на протяжении веков.

С появлением информационного общества и виртуальной экономики ситуация серьезно изменилась. Теперь служение богу трудом заменило служение виртуальному рынку. Христианские идеи стали пониматься превратно. Новым царством небесным стал Глобальный (наднациональный) рынок, перед которым, перефразируя апостола Павла, не будет ни иудея ни эллина, а во всем вместо бога — экономическая выгода. Идея непрестанного приумножения благосостояния через потребление товаров (гиперпотребление), это производная от жизни в духе с ее бесконечным приумножением внутреннего благосостояния через приобщение к Богу — Источнику духовных благ. Стали уходить в прошлое принципы умеренности, труда, честности и доверия. Идеалом новой, нехристианской деловой этики, становится гедонизм, признающий достойной жизнью производство капитала не из труда, а из виртуальных финансовых инструментов. Гиперпотребление же становится мерою успеха и праведной (экономически) жизни.

Благодаря анонимности и масштабности действий информационных технологий, стали возможны и масштабные финансовые махинации. Что в свою очередь неминуемо приводит к обнищанию целых стран в угоду даже не какой-либо одной стране или обществу, а лишь горстке людей, сумевших сделать на этом капитал.

На мой взгляд, необходимо разобраться в вопросе христианской деловой этики. Переосмыслить ее критерии и вернуться к основополагающим ее принципам. Вернуть экономике ее подлинную историческую суть — служение Богу через служение человеку.

Прохор Ефимов, эксперт

 
Количество просмотров: 1412
 
A A A
Оценка материала:
(2)
(2)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Новости
Статьи
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
DSC_4484
Юлия Стоногина
01.02.2011 030
Болодян Дарья, Дмитрий Романов, Алина Владимирова
Владимир Брилёв и Натали Заева
Обсуждение
Пикник «Игра  как пространство для бизнеса»
Тимур Султанов, обладатель премии Brainer года
 
Rambler's Top100