О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 76.4479
EUR ЦБ 82.3923
 
Погода:
+5
°C
облачно с прояснениями
 
Пробки:
4 
Местами затруднения
16:05 / 03.06.2011

Un-learning – освободи сознание для нового опыта

Как много сил мы прикладываем для постижения нового, как много денег тратим на тренинги и семинары. А вместе с тем для применения инноваций нам необходимо избавляться от устаревших талмудов и опыта

A A A
Un-learning – освободи сознание для нового опыта

Многие из нас думают что много знаний — это вершина человеческого развития, а с увеличением рабочего опыта мы вообще достигаем точки acme (пик совершенства творчества, жизни, развития). Немало людей и компаний я встречала в своей практике, которые живут в условиях новых технологий, но используют эти технологии старыми привычными для них способами. Это, естественно, замедляет темпы их развития и снижает продуктивность компании по сравнению с фирмами-конкурентами, руководство которых научило свой персонал работать по-новому.

Я неоднократно задавалась вопросом — сколько раз в жизни человек может овладевать новыми способами работы, не перегреется ли, в конечном счете, мозг? Неужели центральная нервная система настолько пластична, что может «накладывать» новое на старое? Из институтских курсов по физиологии ЦНС точно знаю, что клетки могут наращивать связи между собой посредством аксонов, формируя таким образом более обширную нервную сеть. Это обеспечивает человеку лучшую адаптивность, гибкость к новым условиям. Однако даже компакт-диски портятся от постоянного перезаписывания новой информации на старую, поэтому мы и покупаем новый — так и качество лучше воспроизводимой информации, и объемов «закачать» можно больше.

Недавно узнала о новом термине ― un-learning («не-учиться»). Этот термин обозначает способность забывать старую информацию и старый опыт, прежде чем усвоить что-то новое. Известно, что переучить взрослого человека намного сложнее, чем просто научить новому. Поэтому и обучение идет легче в том случае, если сначала человек поймет, что старые стереотипы и способы его деятельности, поведения, мышления уже не годятся в современных условиях, и от них уже стоит отказаться.

Но если бы все было так просто, люди не придумывали бы подобные тренинги! Люди — существа инертные, которые теплят старые надежды, которые уже никогда не сбудутся, лелеют безответную любовь, несмотря на то, что предмет воздыхания уже давно женился! Почему так происходит? Просто так удобнее, привычнее, менее страшно. Особенно это свойственно женщинам, так как сама природа направляла развитие женской половины человечества по пути инстинкта «сохранения» — сохранения стабильности, сохранения жизни, сохранение уклада, сохранение и поддержания огня в пещере. Мужчины же начинали и продолжают свою эволюцию по принципу «развития» — познание новых территорий, завоевание новых народов, наращивание потомства. Поэтому мужчинам проще отказаться от привычных укладов и устоев. И вместе с тем, в процессе эволюции, инстинкты частично оказались подавленными в условиях социального давления. Женщины стали более мужественными, мужчины более феминными (женственными).

Чтобы не быть голословной, приведу примерную схему работы со старыми привычками в работе и способами мышления (стереотипами). Примерными они являются по той причине, что для каждого человека подойдет только индивидуальный подход — не иначе.
1) определение той области знаний, стиля деятельности, образа жизни, имиджа, которую человек хочет воспитать в себе;
2) определение степени желания этой установки;
3) осознание старых привычек, установок, «ловушек» мышления, старого опыта, которые, по мнению клиента, могут этому препятствовать;
4) определение «границы риска» — той меры, на которую может пойти человек в своем преобразовании;
5) определение путей, по которым наиболее вероятно пойдет человек в своем совершенствовании, исходя из своих пожеланий;
6) апробирование новых путей развития, нужно для того, чтобы человек понял, что еще может ему мешать;
7) частичный отказ от старых стереотипов мышления;
8) апробирование новых путей развития во второй раз — отшлифовка опыта;
... и так по циклу в параллели идут удаление старого и инсталляция нового!

Я могла бы сказать: «Да, нужно работать только со старой привычкой, а когда клиент ее забудет, дать ему новое, которое он возьмет с благодарностью!» Этого произойти не может по одной простой причине — если отобрать у человека что-то, он остается ни с чем — ему страшно и одиноко! А новое еще не факт, что приживется. Как вам такое заявление?!

А самое интересное то, что человек в подобном депрессивном состоянии, близком к нервному срыву, при безрезультатных попытках усвоения нового вновь возвращается к старому опыту, причем никогда больше не прибегает к изучению чего-то нового. Иначе говоря, у человека формируется устойчивая фобия к усвоению новой информации, изменениям и развитию. Наверняка вы также сталкивались с такими людьми, которые на слова «рост», «развитие», «изменения» реагируют определенным образом ― дрожь в коленях, красное лицо, мокрые руки. А когда «гроза» проходит стороной — расслабляются и чувствуют себя спокойно и в безопасности. В спорах про внедрение они в первых рядах «за» сохранение старого. Конечно, старое необходимо сохранять, но оно должно быть такое, что движет, развивает, укрепляет стремление к новому. Эти же индивидуумы пытаются сохранить уклад даже тогда, когда это приводит к краху — моральному или материальному, наносит непоправимый вред как самому человеку, так и его окружению.

Как же таких людей «убедить» в необходимости перемен? А если такой человек — это начальник, от которого зависит развитие компании, или декан в институте, который утверждает программу учебных дисциплин, или глава семейства, который задает темп устоям своей семьи, или это мы сами? Точно, что таких людей «убеждать» бесполезно, да и не стоит доказывать человеку, что старое уже бесполезно — он никогда в это не поверит! Чтобы изменить ментальные (то есть с участием сознания, разума) установки, стоит идти к его душе через «дверь» его восприятия, а не разума. Проще говоря — показать полезность нового опыта. И показать не на словах опять-таки (как все мы привыкли говорить, объясняя словами сущность вещей), а в прямом смысле этого слова, то есть визуализировать результаты, полученные в результате освоения нового знания, нового стиля деятельности, нового способа мышления.

Человеку необходимо дать не процесс усвоения опыта, а уже сам результат — то есть задать цель! Человек, увидев цель, сам стремится найти путь к ней. Путь также стоит показать, когда человек поверит в цель, в результат. Именно такой процесс усваивается мягче и быстрее, так как человек сам прикладывает активность, становится автором собственной жизни, что придаст ему импульс для развития.

Остается дело за малым — каким образом показать этот самый результат? Здесь логичнее всего исходить из системы ценностей и мотиваций человека. Как говорит молодежь, «зацепить». Если на первом месте у человека стоит семья, то разговор стоит начать с семейных ценностей, праздников, традиций. Если человеку интересно то дело, которым он занимается, то поговорить с ним о рынке и конкурентах. Если ему близко понятие «корпоративность», начните со сплоченности в коллективе. А вот если человеку важна его лич-ность, персона, подумайте, в каком статусе и социальном положении он состоит — возможно, ответ вы найдете именно там.

На настоящий момент многие консалтинговые и тренинговые компании предлагают различные мероприятия по приобретению тех ли иных навыков. Но большинство из них проводят тренинги по принципу «Я даю лучшую практику — ты бери это». Однако про индивидуальный стиль деятельности, про раскрепощение, про снятие внутренних запретов, про ментальные ловушки не идет речь в этих программах. Конечно, люди показывают прекрасные результаты после подобных тренингов, но надолго ли внутренних резервов человека хватит, если он в обход, а порой и вопреки, своим ценностям и убеждениям перенимает новый опыт. Подобный опыт не ассимилируется в душе человека, подобно экзотическому дереву на неподходящую растению почву. Пальма будет расти в условиях наших муниципальных или приватизированных квартир, однако она будет только декоративным капризным растением, которое никогда не будет плодоносить.

Светлана Демидова , эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 1256
 
A A A
Оценка материала:
(5)
(20)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
IMG_2364
Гости дискуссии (25)
_MG_4033
Пикник «Игра  как пространство для бизнеса»
Гости конференции
Гостья дискуссии (2)
Елена
Сергей Митрофанов
 
Rambler's Top100