О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 79.9667
EUR ЦБ 85.9190
 
 
Пробки:
2 
Дороги почти свободны
12:26 / 20.09.2011

«В глубине»: Сибирь и Современное искусство

Красноярск – это такой город в Сибири. А еще это город, откуда начало свой путь современное искусство в России. Да, именно в центре России и произошла первая биеннале современного искусства. В 1995.

A A A
«В глубине»: Сибирь и Современное искусство

В 1995 году каким-то совершенно невероятным образом в музее имени Ленина, одном из последних рожденных в СССР, открыли выставку современного искусства. 

Как могло произойти такое, что современное искусство пустило корни в маленьком сибирском городке?

Оригиналы

Этим вопросом в той или иной степени задавались все. В рамках круглого стола с названием «Музей современного искусства в Красноярске» было предложено много вариантов. Самую оригинальную идею предложила Ольга Львовна Свиблова. Само пространство музея — это дикое здание, невероятным образом сочетающее в себе экспозиции про ссылку Ленина в Шушенское и зал художника Андрея Поздеева. Гигантское пространство, абсолютно по-европейски организованное, куда современное искусство вписывается идеальным образом. Сам же музей затесался в пространство набережной большой реки Енисей, и глядит своими широченными оконными пролетами на сибирские пространства, где-то пустынные, а местами уже обжитые.

И действительно, здание музея располагает огромными площадями, которые имеют мало общего со схематичными галереями в Москве или Петербурге. Пространство культурно исторического центра (КИЦ) построено по принципу хаоса, здесь такое количество плоскостей и объемов, что с непривычки можно и заплутать. Что очень подходит для современного посетителя музея, если пространство слишком простое, он сразу же побежит в буфет. А так долгие часы плутания по коридорам в поисках выхода — обеспечены. Заодно и на искусство посмотрит.

«Инновация» за работу

Однако, не смотря на стиль здания, современное искусство прижилось здесь благодаря команде музея. Людям, которые занимаются монтажом выставок, административной работой, связями с художниками по всему миру, активно работают с фондами и грантовыми программами. Свои биеннале есть сейчас и в Петербурге, и в Москве, и в Перми. Но красноярская отличается своей пренебрежительной концепцией по отношению к мировым тенденциям в современном искусстве. Именно она удачно совмещает современное искусство в традиционный музей. По мнению галериста Сергея Попова, «КИЦ провел осмысленную работу с собственной историей, интегрировав свое прошлое в современные тенденции».

Кроме того, музей не ытается стать копией мировых биеннале и темы выбирает абсолютно локальные. Концепция биеннале напрямую связана с пространством. Последние три биеннале эксплуатируют пространство Сибири и пытаются его измерить. «Чертеж Сибири» в 2007 году, «Даль» в 2009, и «В глубине» 2011. Именно за этот подход, я думаю, бессменный куратор Сергей Ковалевский и получил в прошлом году премию «ИННОВАЦИЯ». 

Кризис развития

we-are-from-kronshtadt_.jpg

С 1995 года пространство музея практически не изменилось. Несомненно, есть и негативные изменения, которые безо всякой сдержанности, принятой в профессиональном сообществе, но всем уже надоевшей, высказал за тем же столом Леонид Тишков: «Это кризис на биеннале. Композиционное пространство повторяется, отсюда усталость восприятия пространства, все держится на харизме директора музея и куратора. Иностранцев тянет экзотика. Нельзя только эксплуатировать художников. Что будет с Прохоровым? Если его закроют, то бюджет биеннале за счет краевой поддержки не вытянуть. Это удивительно, что все получается гениально, все держится на ниточке. И при высоком уровне искусства все очень провинциально». И это все действительно так, не смотря на то, что музей с каждым годом все больше и дальше шагает за пределы собственной территории, расширяя программу public-arta и обрастает новыми площадками (музеем-усадьбой Сурикова и музеем "Тюремный замок «Действующий СИЗО № 1 города Красноярска).

Удивительно, но организаторы биеннале молча восприняли эту критику, и даже не высказали желания оправдаться. В Красноярске действительно есть понимание собственной ограниченности в плане ресурсов. Причем понимание на самых высоких уровнях, присутствовавший на круглом столе министр культуры Красноярского края, впервые в этом году увеличил бюджет биеннале. Он не менялся, напомню, с 1993 года. Более того, Геннадий Леонидович Рукша смущенно высказал, что заслуга министерства культуры здесь минимальна, потому что «создать директивным образом можно что угодно, но не музей».

Удачное стечение обстоятельств?

Можно говорить о многом, о том, что «в России вообще нет ни одного музея современного искусства, что МСИ — это очень широкий диапазон, который включает в себя и культурно-информационный центр, и экспериментальные лаборатории, и полноценную экспозицию, и архивы. Все это — требует мощной экономической основы, которой не хватает» (Михаил Миндлин, Центр современного искусства г.Москва). О том, что «в Красноярске просто произошло удачное стечение обстоятельств, что в Новосибирске, например, нет поддержки фонда Прохорова и такой лояльности властей» (Сергей Самойленко. Сибирский ЦСИ г. Новосибирск).

Перспектива

Но факт остается фактом, красноярская биеннале существует уже 18 лет, сюда приезжают очень известные, здесь есть традиция биеннале и современного искусства, и она не так конфликтна, как в Перми. 

Однако, как сказал Леонид Тишков: «Мы пошли в глубину, и вопрос: выплыли ли мы на десятую биеннале?».

Мария Петрова, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 1460
 
A A A
Оценка материала:
(2)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
DSC_4439
Яна Федорова
Дмитрий Романов и Брейни
Яна Федорова, главный редактор Brainity, руководитель проекта
DSC_4405
_MG_3999
_MG_4072
Выступление Никиты Ларина
 
Rambler's Top100