В каком музее не скучно
Самый влиятельный человек в современном искусстве приехал в Москву, чтобы рассказать о музеях будущего
A | A | A |

Странный и выдающийся
В прошедшие выходные в Москву приезжал Ханс-Ульрих Обрист, арт-куратор, совладелец лондонской галереи Serpentine. Обрист ― человек, который занял первое место в рейтинге журнала ArtRewiew 2009 года. Это один из самых важных рейтингов, обозначающих ориентиры в области современного искусства.
Ханс-Ульрих навестил Москву уже не в первый раз ― до этого швейцарец дважды был куратором Московской биеннале. В этот раз Обрист приехал для того, чтобы открыть цикл междисциплинарных образовательных лекций «YES-lectures» и рассказать о том, каким он видит музей будущего. А уж о будущем, о перспективах, фантазиях и выдумках Обрист знает едва ли не больше всех.
Федор Павлов-Андреевич, куратор проекта «YES-lectures», представляя Обриста, сказал: «Это человек, которого все мы знаем как автора самых странных и выдающихся инициатив и не только в области современного искусства. Человек, который умеет собрать 16 интеллектуалов Лондона в 5.45 утра в кофейне Starbucks на Green Park, чтобы поговорить о странных вещах. Человек, который заставляет главных художников современного искусства оказаться в формате оперного театра и предлагать публике нечто настолько междисциплинарное, что современным искусством такое назвать язык не поворачивается».
Сам Ханс-Ульрих сразу же предупредил: «Моя лекция будет не просто научной презентацией, она будет посвящена теме, в которой я „варюсь“ ежедневно ― теме музея, выставок и моей попытке заглянуть в будущее этой сферы. В то будущее, которое мы творим изо дня в день. Я думаю, что лекции должны быть экспериментом, как и все должно быть каким-то своего рода новым опытом. Я уверен, что лекции должны быть так же импровизацией, поэтому я не пишу никогда заранее сценарии, всегда следую свои случайным заметкам. Поэтому ничего страшного, если лекция превращается в какую-то неподготовленную импровизацию или что-то идет не так. Наоборот, это интересно».
Лекция Обриста действительно была импровизацией и сопровождалась звонками по скайпу известным художникам, кинематографистам, архитекторам. Ханс-Ульрих хотел таким образом узнать их мнения о том, каким должен быть музей будущего. Неподготовленность интерактивной лекции дала о себе знать ― из нескольких абонентов на связь с Москвой вышел только один, остальные же получили послание на автоответчик. Собеседником Обриста стал Йонас Мекас, легендарный кинематографист, экспериментатор, в прошлом друг Джона Леннона и Сальвадора Дали.
Йонас, любитель авангарда и нового опыта, рассказал московской аудитории о своем видении современного искусства.
Музей, по которому можно ездить на велосипеде
Кстати, несмотря на то, что речь шла о будущем музея, об изменении классических правил выставки и кураторской работы, и Ханс-Ульрих и его собеседник отметили, что основная функция музея ― функция консервации, сохранения ― должна остаться неизменной. А в остальном можно и нужно стирать границы: между жанрами, между художником и зрителем, между национальным и транснациональном искусством. Вообще междисциплинароность, согласно Обристу, ключевое понятие современного искусства:
«В моем понимании одним из главных кураторов XX века был Сергей Дягилев. Дягилев был тем человеком, который умудрялся применять принципы междисциплинарности в далекие от нынешних времена и ему удавалось соединить между собой разные дисциплины. Через свои спектакли он говорил на языке танца, музыки, изобразительного искусства. Таким образом, он претворял в жизнь те идеи, которые во многом опережали время. И сегодня я занимаюсь тем же, я пытаюсь через искусство, через выставки соединить все дисциплины, для того, чтобы окончательно разрушить какие бы то ни было границы между ними».
Как пример такого стирания границ куратор рассказал о своем проекте «Il tempo del postino» («Время почтальона»). В проекте участвовали 15 художников, каждый из которых получил задачу использовать время и пространство для того, чтобы воплотить в произведениях идею слияния всех дисциплин. Задачу усложняло то, что творить художники должны были, имея в виду, что выставляться работы будут не в обычном музее, а в оперном театре, в формате постановки. Вопрос Ханс-Ульрих поставил как «а что если выставка будет занимать не пространство, а время?».
Иначе, чем прежде, в музее будущего должен стоять и вопрос об отношениях художника, куратора и музея, читает Обрист: «Кураторы и музеи всегда следуют художнику, следуют искусству, и поэтому искусство всегда стоит во главе угла. Весь мир должен двигаться за искусством, и сейчас мы наблюдаем эту центростремительную тенденцию».
Постоянному поиску новых форм и решений для музеев посвящена и работа галереи Serpentine, совладельцем которой является Обрист. Каждый год галерея заказывает новый летний павильон у самых интересных и авангардных архитекторов. Временный музей уже строили Заха Хадид, Оскар Нимейер, Рем Колхас и Даниэль Либескинд.
В этом году павильон в Гайд-парке возвел знаменитый французский архитектор Жан Нувель. Павильон превращается в экспериментальную площадку для художников, артистов и самих зрителей. Туда можно приходить и днем, и ночью, встречаться с художниками, обсуждать увиденное и даже ездить на велосипеде, рассматривая экспозицию. И здесь опять речь идет о стирании каких-либо границ и отсутствии правил в музее будущего, и, конечно, о постоянном поиске новых форм. По мнению Ханса-Ульриха, такие эксперименты полезны и для зрителей, и для художников, и для самих кураторов: «Я не могу ждать, пока опыт придет ко мне. Я должен выходить на улицы и смотреть широко открытыми глазами».
Ирина Пискун
A | A | A |
Оценка материала: | (1) | (2) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
Вот такие люди и переворачивают представления о мире и музейном, который всегда казался скучным и неинтересным, в частности:) А говорят, личности перевелись...
Да, прав был Кант, утверждая " Красота поступка состоит прежде всего в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения"
Да, Ульрих отличный парень
Он спит 3-4 часа в сутки, все остальное время с кем-то встречается, общается, придумывает, курирует ))
Очень заинтересовала статья. Теперь хочется побывать в этом музее и увидеть все собственными глазами. Я большая поклонница современного искусства... В этой области всегда все очень интересное и интригующее. Роль искусства в нашей жизни очень велика, мне кажется каждый человек должен посещать различного рода выставки, музеи, тем самым расширяя кругозор и круг своих интересов и увлечений.
Как говорил великий А. П. Чехов: "Искусство дает крылья и уносит далеко - далеко!"
Я не перестаю удивляться насколько же удивительными и интересными могут быть люди. Тема "Персона" - моя любимая тема! Спасибо!
Принцип междисциплинарности - уже не принцип будущего, а настоящего. Глобализация делает грани прозрачными, а границы сквозными. Параллельные миры пересекаются...