О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 77.3233
EUR ЦБ 84.1116
 
Погода:
+2
°C
облачно, небольшой дождь
 
Пробки:
3 
Местами затруднения
17:58 / 26.07.2010

В каком музее не скучно

Самый влиятельный человек в современном искусстве приехал в Москву, чтобы рассказать о музеях будущего

A A A
В каком музее не скучно

Странный и выдающийся

В прошедшие выходные в Москву приезжал Ханс-Ульрих Обрист, арт-куратор, совладелец лондонской галереи Serpentine. Обрист ― человек, который занял первое место в рейтинге журнала ArtRewiew 2009 года. Это один из самых важных рейтингов, обозначающих ориентиры в области современного искусства.

Ханс-Ульрих навестил Москву уже не в первый раз ― до этого швейцарец дважды был куратором Московской биеннале. В этот раз Обрист приехал для того, чтобы открыть цикл междисциплинарных образовательных лекций «YES-lectures» и рассказать о том, каким он видит музей будущего. А уж о будущем, о перспективах, фантазиях и выдумках Обрист знает едва ли не больше всех. 

Федор Павлов-Андреевич, куратор проекта «YES-lectures», представляя Обриста, сказал: «Это человек, которого все мы знаем как автора самых странных и выдающихся инициатив и не только в области современного искусства. Человек, который умеет собрать 16 интеллектуалов Лондона в 5.45 утра в кофейне Starbucks на Green Park, чтобы поговорить о странных вещах. Человек, который заставляет главных художников современного искусства оказаться в формате оперного театра и предлагать публике нечто настолько междисциплинарное, что современным искусством такое назвать язык не поворачивается».

Сам Ханс-Ульрих сразу же предупредил: «Моя лекция будет не просто научной презентацией, она будет посвящена теме, в которой я „варюсь“ ежедневно ― теме музея, выставок и моей попытке заглянуть в будущее этой сферы. В то будущее, которое мы творим изо дня в день. Я думаю, что лекции должны быть экспериментом, как и все должно быть каким-то своего рода новым опытом. Я уверен, что лекции должны быть так же импровизацией, поэтому я не пишу никогда заранее сценарии, всегда следую свои случайным заметкам. Поэтому ничего страшного, если лекция превращается в какую-то неподготовленную импровизацию или что-то идет не так. Наоборот, это интересно». 

Лекция Обриста действительно была импровизацией и сопровождалась звонками по скайпу известным художникам, кинематографистам, архитекторам. Ханс-Ульрих хотел таким образом узнать их мнения о том, каким должен быть музей будущего. Неподготовленность интерактивной лекции дала о себе знать ― из нескольких абонентов на связь с Москвой вышел только один, остальные же получили послание на автоответчик. Собеседником Обриста стал Йонас Мекас, легендарный кинематографист, экспериментатор, в прошлом друг Джона Леннона и Сальвадора Дали

Йонас, любитель авангарда и нового опыта, рассказал московской аудитории о своем видении современного искусства. 88-летний кинематографист согласился с мнением, что будущее за цифровыми технологиями, подчеркнул необходимость перевода всего кинематографического наследия в «цифру», а обязательным атрибутом музея своей мечты назвал лабораторию для съемки фильмов. Было бы здорово, фантазировал Йонас, если бы целые города сохранялись как музеи.

Музей, по которому можно ездить на велосипеде

Кстати, несмотря на то, что речь шла о будущем музея, об изменении классических правил выставки и кураторской работы, и Ханс-Ульрих и его собеседник отметили, что основная функция музея ― функция консервации, сохранения ― должна остаться неизменной. А в остальном можно и нужно стирать границы: между жанрами, между художником и зрителем, между национальным и транснациональном искусством. Вообще междисциплинароность, согласно Обристу, ключевое понятие современного искусства: 

«В моем понимании одним из главных кураторов XX века был Сергей Дягилев. Дягилев был тем человеком, который умудрялся применять принципы междисциплинарности в далекие от нынешних времена и ему удавалось соединить между собой разные дисциплины. Через свои спектакли он говорил на языке танца, музыки, изобразительного искусства. Таким образом, он претворял в жизнь те идеи, которые во многом опережали время. И сегодня я занимаюсь тем же, я пытаюсь через искусство, через выставки соединить все дисциплины, для того, чтобы окончательно разрушить какие бы то ни было границы между ними». 

Как пример такого стирания границ куратор рассказал о своем проекте «Il tempo del postino» («Время почтальона»). В проекте участвовали 15 художников, каждый из которых получил задачу использовать время и пространство для того, чтобы воплотить в произведениях идею слияния всех дисциплин. Задачу усложняло то, что творить художники должны были, имея в виду, что выставляться работы будут не в обычном музее, а в оперном театре, в формате постановки. Вопрос Ханс-Ульрих поставил как «а что если выставка будет занимать не пространство, а время?». 

Иначе, чем прежде, в музее будущего должен стоять и вопрос об отношениях художника, куратора и музея, читает Обрист: «Кураторы и музеи всегда следуют художнику, следуют искусству, и поэтому искусство всегда стоит во главе угла. Весь мир должен двигаться за искусством, и сейчас мы наблюдаем эту центростремительную тенденцию».

Постоянному поиску новых форм и решений для музеев посвящена и работа галереи Serpentine, совладельцем которой является Обрист. Каждый год галерея заказывает новый летний павильон у самых интересных и авангардных архитекторов. Временный музей уже строили Заха Хадид, Оскар Нимейер, Рем Колхас и Даниэль Либескинд.

В этом году павильон в Гайд-парке возвел знаменитый французский архитектор Жан Нувель. Павильон превращается в экспериментальную площадку для художников, артистов и самих зрителей. Туда можно приходить и днем, и ночью, встречаться с художниками, обсуждать увиденное и даже ездить на велосипеде, рассматривая экспозицию. И здесь опять речь идет о стирании каких-либо границ и отсутствии правил в музее будущего, и, конечно, о постоянном поиске новых форм. По мнению Ханса-Ульриха, такие эксперименты полезны и для зрителей, и для художников, и для самих кураторов: «Я не могу ждать, пока опыт придет ко мне. Я должен выходить на улицы и смотреть широко открытыми глазами».

Ирина Пискун

 
Количество просмотров: 751
 
A A A
Оценка материала:
(1)
(2)
Все материалы


Комментарии
Яна Федорова 26.07.2010 19:19:34

Вот такие люди и переворачивают представления о мире и музейном, который всегда казался скучным и неинтересным, в частности:) А говорят, личности перевелись...

For2na 27.07.2010 00:53:16

Да, прав был Кант, утверждая " Красота поступка состоит прежде всего в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения" :oops:

irrina 27.07.2010 10:24:55

Да, Ульрих отличный парень :) Он спит 3-4 часа в сутки, все остальное время с кем-то встречается, общается, придумывает, курирует ))

sakura 28.07.2010 13:24:11

Очень заинтересовала статья. Теперь хочется побывать в этом музее и увидеть все собственными глазами. Я большая поклонница современного искусства... В этой области всегда все очень интересное и интригующее. Роль искусства в нашей жизни очень велика, мне кажется каждый человек должен посещать различного рода выставки, музеи, тем самым расширяя кругозор и круг своих интересов и увлечений.
Как говорил великий А. П. Чехов: "Искусство дает крылья и уносит далеко - далеко!" :)

Наталия Петрова 31.07.2010 23:56:45

Я не перестаю удивляться насколько же удивительными и интересными могут быть люди. Тема "Персона" - моя любимая тема! Спасибо!  :!:

Iris 13.08.2010 01:08:33

Принцип междисциплинарности - уже не принцип будущего, а настоящего. Глобализация делает грани прозрачными, а границы сквозными. Параллельные миры пересекаются...

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Алина Яковлева и Евгения Мишурис
Алина Владимирова, заместитель главного редактора Brainity.ru
01.02.2011 038
После премии
Спикеры мастер-класса
Елена Агафонова, бизнес-тренер, жюри дискуссии (2)
Яна Фёдорова, Геннадий Чернецов, Элина Гедревич
01.02.2011 019
 
Rambler's Top100