О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 76.4479
EUR ЦБ 82.3923
 
Погода:
+4
°C
облачно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
16:54 / 23.07.2010

Вечные студенты

Принято считать, что тем, кто получает несколько высших образований, присуще обучение ради обучения, а не ради знаний. Эксперт Brainity уверена, что  все не  так просто.

A A A
Вечные студенты

Для начала договоримся, что мы будем иметь в виду под понятием «вечный студент». В контексте статьи вечный студент ― это человек, который, получив после школы какое-либо образование (высшее или среднеспециальное), продолжает учиться, получая одно за другим дополнительные образования в учебных заведениях (специалист, который самостоятельно повышает свою квалификацию на практическом опыте, по книгам, через Интернет, к вечным студентам не относится).

Причины того, что люди продолжают учиться, уже имея какое-то образование, зависят от многих факторов. Вот основные:

1. Научно-технический прогресс. Необходимо осваивать стремительно развивающиеся новые технологии для работы, творчества или быта. Например, в последние годы многие пожилые люди осваивают компьютерные технологии, чтобы пользоваться возможностями Интернет, работать с текстами и фотографиями. В одиночку многие новшества сложнее освоить, чем на скамье учебного заведения, под руководством хорошего преподавателя.

2. Социальная обусловленность. В обществе считается престижным иметь более одного высшего образования. Косвенно к этому фактору можно отнести маниакальное стремление многих работодателей брать на работу специалистов с обязательным довеском в виде диплома MBA или знания English, тогда как ни то, ни другое часто по факту не бывает востребованным.

3. В России — последствия частых социально-экономических перестроек, которые обесценили большое количество ранее востребованных и хорошо оплачиваемых профессий.

4. Архетип «вечный студент» cформировался еще во времена Сократа, который заявил: «Я знаю, что ничего не знаю».

5. Психологический фактор, в основе которого — различные бессознательные мотивы, в основном — страхи.

6. Осознание своего пути, миссии, предназначения. Бывает так, что человек после школы выбирает специальность под воздействием окружения, а позже вдруг понимает, что душа лежит совсем к другой сфере деятельности. Так люди начинают заниматься тем, о чем раньше и понятия не имели — писать, рисовать, музицировать, заниматься бизнесом, или совершают другие метаморфозы.

7. Нереализованная потребность в общении.

На мой взгляд, любая из причин-мотивов, заставляющих человека быть вечным студентом, зависят от одного или нескольких вышеперечисленных факторов.

На рис. 1. выделено пять базовых ценностных мотивов, которые помогут читателю разобраться, что движет человеком в каждом из случаев, когда принимается решение получать дополнительное образование, повышать квалификацию или менять специальность.

Рис. 1_вечные студенты_Зырянова М..JPG

Развитие и рост человека по оси А обусловлены такими сильнейшими мотивами как власть, авторитет, карьера. Такие люди — ярко выраженные лидеры, всегда хорошо знают, чего хотят. Как правило, они ориентированы на результат (место в иерархии компании, уровень материального дохода и т. д.). Эта категория «вечных студентов» зависит от социума и принятых в обществе правил взаимодействия, в том числе и для построения карьеры. Таким людям диплом MBA чаще всего необходим для формирования новых деловых связей, а второе высшее образование или дополнительное образование — для подъема на более высокую ступеньку по карьерной лестнице. Это прагматики чистой воды.


Рис. 1. Что движет «вечным студентом».

По оси В развитие и рост человека обусловлены страстью к познанию нового. Это исследователи, которые досконально изучают свой предмет. Более того, эти люди сами обогащают различные дисциплины своими исследованиями. Они часто защищают диссертации и публикуют научные труды, будучи при этом успешными бизнесменами, политиками, экспертами в своей отрасли. Процесс обучения для таких людей — глубокая личная внутренняя потребность, практически не зависящая от модных течений и веяний или социально обусловленных факторов.

Рис. 2_вечный студент_Зырянова М..JPG
Рис. 2. Ученик - "Гуру"

Развитие и рост человека по оси С напоминает мне детское стремление стать хорошим, правильным и совершенным. Вечные студенты из этой категории придают мало значения дипломам и сертификатам, потому что в их случае, для этих документов пришлось бы завести отдельный шкаф. Такие люди всю жизнь находятся на качелях — от ощущения своей никчемности и некомпетентности до комплекса Гуру. Они сами часто зависят от своих учителей и такими учителями для других хотят стать, оставаясь зачастую инфантильными, безответственными и эгоистичными партнерами для тех, с кем живут и работают рядом.

В защиту этих людей можно сказать то, что многие из них становятся неплохими коучами, тренерами по личностному росту, и способны дать «волшебный пендель» тем, кто в этом нуждается.

Рис. 3_человек_часы_Зырянова М..JPG
Рис. 3. В плену времени


По оси D идет движение от так называемых «темных», отрицательных, негативных мотивов — страхов, комплексов, отсутствия целей. Внешне все может выглядеть вполне позитивно. Аргументация таких «вечных» студентов редко бывает внятной:
— Зачем тебе это второе высшее образование?
— Ну, не знаю, может, пригодится.
По факту — не пригождается, потому что и первое и все последующие образования у таких людей всего лишь заполняют душевную, интеллектуальную и духовную пустоту. 

Очень часто при видимости роста и развития, такие люди остановились в своем развитии, потому что занимаются и обучаются тому, что им не нужно и вряд когда-либо понадобиться. Большая часть рекламы некачественного образования направлена именно на эту, довольно многочисленную армию людей. Страх перед предстоящей (или новой) работой очень часто заставляет таких людей бесконечно учиться, но КПД при этом остается низким.

Как бы то ни было, есть и польза от «вечного студенчества» для такой категории людей. Иногда хороший преподаватель или коллега по обучению, или книга, которую приходится штудировать перед очередным экзаменом, вдруг помогают осознать истинные цели и желания. В этом случае мотивация моет сместиться в другой сектор (см. рис 1.).

Р. S. Для иллюстрации статьи я использовала фотографии работ Алексея Семенова из Санкт-Петербурга. Весьма примечательно то, что этот человек, будучи высококвалифицированным стоматологом-ортопедом, в 40 лет (7 лет назад) начал делать эти фантастические куклы из папье-маше. И знаете, он не оставил свою работу, и не учился художественному ремеслу. Он просто стал делать то, к чему лежит его душа, и получает удовольствие от этого.

Марина Зырянова, эксперт Brainity
Фото — Сергей Копылов

 
Количество просмотров: 3852
 
A A A
Оценка материала:
(1)
(6)
Все материалы


Комментарии
For2na 27.07.2010 01:12:45

А как же Марк Твен, со своим "Всегда поступай правильно. Это доставит удовольствие некоторым и удивит всех прочих."?
:o

sveta.gorshkova 30.07.2010 09:56:54

По моему мнению, "вечный студент" - это не более чем речевое клише, которое не имеет под собой реально никакого отрицательного смысла, которое общество так отчаянно пытается в него вложить... Учиться всю жизнь, получать при этом второе третье и четвертое высшее образование - это только лишь характеризует человека как  полноценную личность, которая стремится к самоактуализации и полной самореализации в жизни.

Екатерина 30.07.2010 14:22:46

sveta.gorshkova, только в том случае если человек находит в своей жизни области для применения этих знаний ваше утверждение можно считать верным. А если его жизненный путь - это сплошные вузы-аспирантуры-сидение на шее у родителей (есть у меня такой знакомый 30 лет отроду), вряд ли уместно говорить о самоактуализации и самореализации. В таком случае причиной подобных действий скорее может выступать инфантильность, нежелание жить взрослой жизнью.

зы. Вопрос к автору, почему к понятию "вечный студент" применили термин архетип? ;)

Марина Зырянова 07.09.2010 01:52:09

Код
зы. Вопрос к автору, почему к понятию "вечный студент" применили термин архетип? 

"...Архетип означает суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение. Архетипы обеспечивают основу поведения, структурирования личности, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь культуры и взаимопонимания. Согласно К. Г. Юнгу - первообразы, структурные элементы психики, - своего рода образцы поведения, мышления, видения мира; простые и фундаментальные образы, скрытые в бессознательном коллективном и возникшие на заре человечества. Существуют наподобие инстинктов...."
Я, конечно, перегнула палку, поместив Вечного студента в один ряд с Матерью-Землей, Воином и т.д., но почему бы и нет?!  ;)

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Влад Давыдов и Нина Филоненко
Жанна Волкова (2)
Аудитория
Неотъемлемые атрибуты (4)
Выступление Никиты Ларина
Елена Агафонова
гости15
Торжественный вынос торта
 
Rambler's Top100