Возможен ли «общий язык» хотя бы в рамках одного языка?
Иногда самые простые бытовые слова воспринимаются разными людьми по-разному
A | A | A |

На очередном пятничном семинаре одна из участниц задала мне вопрос, очень вроде бы простой, но в нем она использовала термин, которым назвала категорию людей «реалисты». И я не стала на него отвечать, т. к. для полного понимания вопроса и адекватного ответа потребовалось бы сначала как минимум
И ведь подобное расхождение у нас в обычной жизни встречается на каждом шагу. Просто мы часто не замечаем этого и оказываемся втянутыми в бессмысленный процесс доказывания правильности своего мнения, в то время как наш собеседник имеет в виду совершенно другое. Сколько слов, которые каждый понимает по-своему!
Если станет любопытно, то проведите небольшой эксперимент: спросите у своих знакомых, как они понимают самые простые слова, какой смысл в них вкладывают — пусть они вам объяснят это как маленькому ребенку, который только осваивает язык. Могу предложить ряд слов и словосочетаний, которые стоит «понять»: «любой нормальный человек», «ложь», «честность», «польза», «вред», «помощь», «живое существо», «друг», «подарок», «враг», «жизнь», «смерть», «обида», «несправедливость», «справедливость», «любовь», «преданность», «человеколюбие», «оптимизм», «пессимизм», «удача»... Ряд можно продолжить самостоятельно.
Кто-то будет все понимать так же, как и вы, а кто-то поразит вас своими высказываниями. Единственный момент: нужно отойти от «прописных истин» и привычных штампов. Разговорите людей, пусть они объяснят что-то на примерах.
И это пока мы сталкиваемся только со словами. А когда доходит до восприятия и убеждений, тут уж начинается такая чехарда: слова и выражения, которые и так каждый понимает по-своему, еще и накладываются на традиции семьи или группы, на контекст ситуации и проч.
Приведу один пример. Моя клиентка, назовем ее Н., пришла ко мне на очередную консультацию страшно расстроенная и поведала, что ее молодой человек оказался форменной скотиной, что он ее страшно обидел и после этого она просто не знает, как можно его ЗА ТАКОЕ простить.
После всех уточнений выясняется, что у Н. разболелся зуб, а у ее молодого человека был очень хороший знакомый стоматолог. Она попросила телефон этого стоматолога. Молодой человек его дал... И оказался «форменной скотиной», обидевшей любимую девушку...
Когда я выдала недоуменную реакцию: «И что же в этом такого обидного!?», — Н. посмотрела на меня не менее удивленно: «Как, вы не понимаете?!» На мое искреннее «нет» она уже была готова и на меня вылить целый ряд обвинений, но не стала, а выдала следующую фразу: «Любой нормальный человек понимает, что не может просто так дать девушке телефон другого мужчины. Это неприлично и оскорбительно! Он должен был сам при мне позвонить, договориться о встрече и при этом сопроводить меня туда и оплатить мой визит!»
Вот теперь стало понятно, что поведение молодого человека было ужасным для Н., которой мама внушила такие представления.
Когда я спросила, объяснила ли она своему молодому человеку, из-за чего именно обиделась, она гордо подняв головку, сказала, что это должно быть очевидно и что объяснять она ничего не стала, а просто дала ему пощечину и ушла. Теперь она не отвечает на его звонки, письма, СМСки и др.
При этом она расплакалась от жалости к себе и от того, что абсолютно все молодые люди оказываются рано или поздно такими ужасными
До этого Н. встречалась уже с тремя молодыми людьми и даже с одним немного жила гражданским браком. Но каждый из них рано или поздно делал что-то, после чего она сильно обижалась и не считая нужным даже объяснить причину своей обиды, подразумевая, что это само собой разумеется, и просто прекращала всякое общение...
Конечно, мы с ней разобрали эту и аналогичные ситуации, Н. научилась разговаривать и объяснять свой взгляд ан вещи, т. к. поняла, что другие вполне «нормальные люди» все-таки могут не понимать причин ее поведения, что всех воспитывают по-разному, а правила, установленные ее мамой, не являются априорными для всех и вовсе не обязательны для понимания «по умолчанию».
Очень часто причинами ссор, обид, разногласий является элементарное непонимание позиции другого человека и неумение грамотно объяснить свою, договориться о терминах и представлениях, объяснить свои ожидания и их причины.
Считая свою позицию априори понятной, мы часто наталкиваемся на то же самое представление у других людей, и наши разногласия на самом деле вовсе не настолько сильны, как мы думаем.
Когда появляется навык сначала договариваться о терминах и объяснять свое понимание и ожидания, то и разногласий, и прочих неприятных моментов в общении с людьми становится намного меньше.
A | A | A |
Оценка материала: | (3) |
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
-
29 февраля, 10:48
Гибкое будущее -
21 февраля, 10:31
Анатомия мотивации -
16 февраля, 10:28
Ожидание обвала и есть обвал -
07 февраля, 13:30
Бизнес на новых рынках -
01 февраля, 10:22
Знакомьтесь: это Сайт!
На данный момент нет комментария к этому материалу.