О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 81.2502
EUR ЦБ 86.9519
 
 
Пробки:
2 
Дороги почти свободны
17:54 / 01.10.2010

Записки одного прокрастинатора…

Прокрастинацию наши матери назвали бы ленью.  Но это совсем не так, и это даже не безделье, это ― откладывание, «неначинание», дотягивание до последнего и провал всех сроков выполнения нужных и важных дел

A A A
Записки одного прокрастинатора…

Все в этой жизни является способом отвлечься от единственной настоящей вещи, которую ты должен сделать...
                                                                                                                                              Вуди Аллен

Вторник. В правом нижнем углу компьютера 21:29. Я только что набрала на клавиатуре эпиграф к этой статье. Я знаю, что ее ждут сегодня утром. Я могла написать ее неделю назад, у меня были все необходимые материалы. За эту неделю я прочитала три интересных книжки, сходила на выставку тренингов, съездила на три собеседования и сделала еще массу всего нужного и интересного. Прокрастинация ― не значит безделье. Она значит откладывание, «неначинание», дотягивание до последнего и провал всех сроков выполнения нужных и важных дел.

Я всегда готовилась к экзамену в последнюю пару дней (и ночей, конечно). Курсовые я дописывала (писала от начала до конца) за два дня до защиты. Я пишу отчет за пару часов до начала совещания, а убираюсь в квартире за час до прихода гостей, или когда нужно привести в порядок мысли (порядок вокруг ― порядок «в голове»). Мой муж третий день поправляет свое резюме... То есть хочет поправить, чтобы отослать туда, где его ждут уже три дня. Но надо поговорить, посмотреть кино, а сегодня вот занят компьютер...
Как-то на просторах интернета я увидела умное слово, которое означало все, про что вы только что прочитали выше, и возможные более тяжкие формы такого поведения, как прокрастинация. Мама в моем детстве именовала сие ленью. Я не берусь сейчас дать определение, которое разграничит эти два понятия ― слишком похожи симптомы, и результат один: то, что должно быть сделано, так и остается в списке запланированного. И не выполненного.

Я не соглашусь с бытующей точкой зрения, что это чисто русская черта, хотя наша лень, как и наше пьянство, давно стала притчей во языцех. Уже по названию феномена мы можем понять, что мировой общественности проблема знакома не понаслышке. Определить прокрастинацию можно как «упорное нежелание браться за дело, которое давно пора закончить». Многие психологи считают, что феномен ― следствие эмоциональной реакции на планируемые или необходимые дела. То есть если дело, которое мы откладываем, для нас значимо, то успех в нем равен доказательству собственной ценности в своих глазах или в чужих, и мы можем откладывать его, боясь неудачи. Мол, мы провалимся и будем «лузерами». Для себя, для друзей, для родителей... Лучше уж вообще не начинать. И вот кто-то открывает новую книжку или идет тусить с друзьями, вместо того чтобы поработать над проектом. Кто-то утыкается в телевизор, избегая судьбоносного разговора. Кто-то пишет очередной комментарий в социальной сети, вместо того чтобы поговорить с начальником о повышении зарплаты... Кто-то, как я, просто не начинает писать статью...

96417437.jpgИтак, у меня есть тема статьи, есть информация и знания для ее написания, но я ее не пишу. Даже не приступаю. Однако я помню, что советуют умные люди тем, кто столкнулся с такой проблемой. Что ж, почему бы не попробовать решить проблему, если она есть, и средства есть.

Совет 1. Определить причину откладывания события. Только честно. Для себя ведь стараетесь. Если знаете причину, легче поменять отношение к тому, что нужно сделать, и, наконец, сделать это. Думаю. Перебираю варианты.

Мне не интересна тема? Интересна, более того, актуальна. Я не люблю писать? Люблю. Со школы еще люблю. В чем же дело? Почему я открываю очередную книгу вовсе не по теме, а не сажусь писать статью? В общем, я честно минут 10 думала и не придумала ничего, что помогло бы заняться статьей. Так что данный совет оказался неэффективным. Но есть одно «но». Вот сейчас, когда я уже разобралась с более важными делами, я вдруг нашла идею, форму этой статьи, поняла, как именно мне хочется ее написать ― и вот сижу, ваяю, надо сказать ― с огромным удовольствием, мне нравится. Так что я, наверное, все-таки поменяла отношение ― мне стало ясно, как сделать дело так, чтобы нравилось мне. Только пришла я к этому в тот самый «последний момент». И уменьшению «отложенного времени» это никак не способствовало. Но если бы я не придумала, как мне написать, я бы не стала этого делать ― это факт. Значит, критерий «найди, как сделать так, чтобы тебе нравился результат» для меня работает. Будем иметь в виду на будущее.

Совет 2. Сила воли ― ничто по сравнению с созданной инерцией. Иначе говоря, не надо начинать новую жизнь с понедельника. Надо начать с субботы. По чуть-чуть. Маленькими шажками: когда есть силы, вы выспались и полны сил. Сделайте маленький шаг, как только вы о нем подумали. Например, сейчас я только посмотрю материалы к этой статье, а написать могу потом. И остановиться, прекратить я могу в любой момент ― я же свободный человек, сама принимаю решения.

За неделю я смотрела материалы трижды. И два раза я говорила себе: «Ну вот, теперь я знаю, что у меня есть материалы. Когда захочу, я напишу эту чертову статью». Сегодня я тоже смотрела и решила записать особо удачные моменты. Я даже забыла про любопытную книжку о шизофрении, которую читала, когда мне в голову стукнула идея: «О! Я напишу это так!» Доехала с работы домой в этих мыслях, и вот я не могу оторваться от экрана уже минут 40... А дочку надо спать уложить.

Итак, второй совет ― сделать сначала маленький шажок, помня о возможности остановиться, а потом еще и еще ― работает. Не факт, что всегда, но все же. Разбиваем большое дело на маленькие кусочки и начинаем с наиболее понравившегося... Помним о своем праве прекратить в любой момент. Удачи!

Совет 3. Про период оптимальной работоспособности или разумный расход силы воли. Согласуется с предыдущим советом и, в некотором роде, следует из него. Сила воли ― то, что мы напрягаем, когда стараемся все-таки выполнить отложенное ― ресурс ограниченный, энергоемкий, и для многих труднодоступный. Ее легче задействовать в самом начале того, что вы начинаете (извините за каламбур). А начинать лучше в период оптимальной работоспособности (чтобы хватило энергии и на силу воли, и на само действие). Такой период есть у каждого из нас. Для «жаворонков» это утро, для «сов» ― вечер или ночь. Достаточно понаблюдать, когда у вас все горит в руках, когда вы наиболее активны, ум ясен, и вы рады новому дню ― вот это и есть искомое время. Начинать отложенные дела лучше именно тогда.

Поскольку я ― аритмик, то есть могу как рано вставать, так и куролесить ночью, для меня это плавающее время. Но чаще всего ― утро. И вот тут главное ― не открыть страницу ЖЖ или новую книжку, не проболтать это время с подругой, а поймать момент. Если удалось, используя силу воли, дальше вступает в действие инерция, и меня уже не остановить...

А вот «не включить интернет и не открыть книжку» ―это уже Совет 4: создавайте условия для работы. Я это делаю, хотя создание условий ― тоже форма прокрастинации. Чтобы сесть за научную или интеллектуальную работу, мне надо упорядочить окружающее пространство, то есть убраться. Как вы понимаете, на это тоже нужны время и силы. И иногда я уже не начинаю работу, ради которой все это затевалось. Но! Пока я убиралась, я уже сделала первый маленький шажок ― ведь в процессе я размышляю над тем, что собираюсь делать ― определяю направление движения. А это уже начало. И я себя хвалю за это. За сделанный первый (второй, третий, сто первый) шаг. Это такая маленькая «фишка». Про них ― отдельно.

102994447.jpgМаленькие «фишки», помогающие тем, кто хочет начать... И закончить.
Фишка 1. Разбейте дело на маленькие шаги. И делайте не большое дело (его вы можете испугаться, побояться не успеть закончить, сделать не так хорошо и т. д.), а маленькие. Это легче. Не садитесь писать статью, просто мельком проглядите материалы или подумайте над сюжетом.

Фишка 2. Хвалите себя. За каждый сделанный шаг. Гладьте себя по голове, кормите конфетами, давайте выкурить внеочередную сигарету, пишите на бумажке «Я ― супер!» после каждого шага. Идиотизм? Здоровый идиотизм добавляет позитива, а позитив ― так необходимой нам энергии.

Фишка 3. Метод (10 + 2) * 5. В течение 10 минут делайте один из маленьких шагов для дела, а 2 минуты ― читайте книжку. И так ― весь день. Прямо по часам. Не заметите, как втянитесь.

Фишка 4. Планирование. Если вы из тех, кто лучше сходит «потусить» вместо написания отчета, планируйте свою неделю, исходя из необходимых развлечений, пусть это будет расписание для вашего удовольствия. Но и рабочим делам в нем найдется место. Чуть-чуть. Смогли сделать то, что запланировали? Возьмите с полки пирожок. Накормите себя конфетой... Я серьезно.

На просторах интернета вы найдете еще много фишек и советов, которые помогут вам наконец-то выучить французский, научиться танцевать и сдать годовой отчет раньше намеченного срока, чтобы уехать в отпуск. На их поиск и изучение нужно время. Оно у вас есть. Ведь прочитать о том, как, наконец, начать учить французский проще, чем и поднять трубку и записаться на курсы по его изучению...

Инга Древаль, эксперт Brainity

 
Количество просмотров: 1312
 
A A A
Оценка материала:
(1)
(6)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
Аудитория
Владимир Брилёв
Нина Филоненко
Андрей Коротков
Курочкина Татьяна и Даша Богачкина
Никита Ларин
Тина Митусова, Школа фриланса (3)
Дмитрий Геранин и Сергей Хестанов (3)
 
Rambler's Top100