О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 76.8373
EUR ЦБ 82.5428
 
Погода:
+2
°C
облачно
 
Пробки:
0 
На дорогах свободно
15:45 / 13.01.2011

Живет ли гений в каждом из нас?

Те, кто уверен, что гениями рождаются, а не становятся, очевидно, ошибаются, считают современные ученые

A A A
Живет ли гений в каждом из нас?

Откуда берутся артистические, атлетические и умственные способности? Принимая во внимание устойчивые выражения «наделенный талантом музыкант», «прирожденный спортсмен», «гений от природы», мы привыкли считать, что талант — это дар свыше, который мы получили или не получили при рождении.

Однако современные ученые полагают, что источник способностей гораздо более оригинален и непредсказуем. То, кем мы являемся сейчас, — это результат процесса развития и самосовершенствования. Гены и наследственность — лишь площадка, фундамент, на котором мы строим свое «здание» из новых кирпичиков.

Сто лет назад специалисты трактовали гены как нечто, что задает тон, нечто доминантное, которое на всю жизнь определяет то, каким будет человек. Шаг вправо и шаг влево от этой намеченной природой дорожки был немыслим. Многие люди до сих пор придерживаются этой старомодной теории.

Однако в последние годы ученые значительно продвинулись в изучении наследственности и ее влияния на развитие человека, тем самым совершив переворот в генетике. Только теперь стало известно, что гены взаимодействуют со своим окружением, время от времени «включаются» и «выключаются». По сути один и тот же ген может по разному оказывать влияние в зависимости от того, кто им «наделен».

эволюция.png

Пластичный ум
«Не существует генов, которые можно рассматривать в отрыве от среды. И нет среды, функционирующей независимо от генома. Человеческая черта характера возникает только в результате их взаимодействия», — считает Майкл Мини, профессор Университета Макгилла в Канаде.

Это означает, что наши способности, наш ум, наши черты характера зависят от той жизни, которую мы ведем. Само понятие «врожденные» следует считать атавизмом.

«В каждом конкретном случае индивид получает возможность избрать собственный путь развития. Подобно музыкальному автомату, человек запрограммирован на то, чтобы играть не одну, а различные мелодии развития. Та мелодия, которую сыграет человек, зависит от его окружения и от обстоятельств», — уверен Патрик Бейтсон, биолог в Кембриджском университете.

Тогда можно ли считать, что от генов ничего не зависит? Нет, это было бы ошибочно. Все мы разные и имеем разный изначальный потенциал. Так, у меня не было ни единого шанса при рождении стать Майей Плисецкой. Но только у балерины был шанс стать великой и знаменитой на весь мир. Однако мы должны понимать, что Майя Михайловна могла развиваться не в сфере искусства, а например, в сфере медицины. И тогда она была бы совсем другим человеком. Другими словами, балет не был генетически вписан в ее судьбу.

Обреченный на посредственность
Эта новая парадигма развития — поворотный момент в системе образования и воспитания. Ведь с детских лет многим говорили, что от природы им дано вот столько ума и таланта, поэтому на большее рассчитывать не приходиться. И дети были обречены стать посредственными взрослыми.

Представление о неизменности нашего IQ в течение жизни бытовало в течение целого столетия. Хотя сам создатель этого метода диагностики ума Альфред Бине считал совсем по-другому. И вот, наконец, ученые приняли его сторону в этом многолетнем споре.

«Ум — это набор компетенций, приобретенный в процессе развития», — сказал в 2005 году Роберт Стернберг из Университета Тафтса в США после нескольких лет исследований.

Талантливые ученые Михай Чиксентмихайи, Кевин Ратунде и Самюэль Уоллен также пришли к этому выводу.

«Те, кто отличаются высокой академической успеваемостью, зачастую не родились в семье гениев. И их изначальные умственные способности были не всегда выше, чем у других детей. Они добились успеха за счет саморазвития и самодисциплины», — пишут ученые в своей книге «Талантливые подростки».

Джеймс Флинн из Университета Отаго в Новой Зеландии отметил, что суммарный уровень IQ всех людей за более чем 100 лет вырос в несколько раз. После тщательного анализа такой результат был приписан большей культурной образованности жителей планеты. Таким образом, с развитием цивилизации мы все стали умнее.

Кэрол Двек из Стенфордского университета отметил, что студенты, которые понимают «ковкость» ума и важность саморазвития, добиваются большего, чем те, кто полагается лишь на свою наследственность.

Такой же динамике подвержен и талант. Этим и объясняется, что год от года бьются мировые рекорды, устанавливаются новые достижения. Все умственные и атлетические способности развиваются в каждой микрокультуре по-своему, согласно методике, разработанной у отдельного народа, государства, даже у отдельной школы или института.

До настоящего времени эти процессы происходили интуитивно. Сейчас, благодаря выводам ученых, воспитатели, родители и учителя могут больше дать детям, а сами люди могут взяться за свое саморазвитие с удвоенным интересом, ведь теперь они практически уверены в успешности своих действий.

рыбка.png

Мягкие и податливые способности
Последние несколько лет психолог Андерс Эриксон из Университета Флориды занимается изучением историй саморазвития отдельных людей. Анализируя полученные по крупицам сведения, ему удалось понять, какие методы воспитания, какие техники самообразования наиболее действенны и эффективны. Таким образом, фактически ученые смогли вычислить способы, с помощью которых можно воспитать второго Бетховена или второго Нобеля.

Ошибочно полагать, что из любого человека можно слепить выдающегося спортсмена, музыканта, художника, маклера, президента, нобелевского лауреата. Но современная наука в равной степени может утверждать, что неверно утверждение о том, что кто-то рожден талантливым, а кто-то — посредственным или что человек с детства знает, каковы истинные пределы его возможностей.

Наши способности не вбиты в скрижали. Они мягкие и податливые. И при должном старании и упорстве можно сделать их выдающимися.

Анна Чащина 
Количество просмотров: 1449
 
A A A
Оценка материала:
(1)
Все материалы


Комментарии

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Прокомментировать с помощью
Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
 
IMG_2463
Яна Федорова
Евгений Феклистов и Людмила Таракнова
Ольга Юрьева - за офис! (7)
Обсуждение выступления Ярослава Кабакова
Спикеры
Гости дискуссии (19)
Обсуждение
 
Rambler's Top100