О проекте
Вход
Логин Пароль  
Забыли пароль?  
Регистрация
Курсы валют:
USD ЦБ 76.5662
EUR ЦБ 82.2913
 
Погода:
+7
°C
облачно
 
Пробки:
5 
Движение плотное
12:23 / 16.08.2010 RSS

Соблюдай дистанцию!

Дистанционное обучение иностранным языкам с применением актуальных технологий становится все более популярным. Но, несмотря на стремительное развитие  новых форм преподавания, они далеко не совершенны.

  A A A
Соблюдай дистанцию!

Не только актуально, но и эффективно

Сегодня компьютерные телекоммуникационные технологии и информационные системы оказывают значительное влияние на систему образования. Это провоцирует появление новых педагогических технологий, одной из которых является дистанционное обучение. Компьютеры начали использовать в образовательной сфере еще в 60-х годах XX века, этот процесс преодолел несколько этапов в своем развитии: начиная от учебных программ, которые запускались из командной строки DOS, заканчивая обучением посредством интернета.

Результаты исследований ученых и педагогов-практиков свидетельствуют о том, что грамотно применяемые современные технологии могут существенным образом повысить эффективность преподавания и изучения иностранных языков.

В первую очередь это обусловлено тем, что интернет предоставляет обучающимся огромный пласт накопленных человечеством знаний, которые они не только аккумулируют, но и дополняют. Кроме того, интернет повышает мотивацию изучающих иностранный язык: аутентичные материалы находятся в свободном доступе, всегда есть возможность пообщаться с носителями языка или проверить себя.

Интернет даёт уникальную возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка, обеспечивает межкультурное взаимодействие и создаёт естественную языковую среду.

Благодаря коммуникативным функциям интернета сегодня преподаватели иностранных языков могут успешно осуществлять продуктивное обучение различным видам иноязычной деятельности ― говорению, аудированию, чтению и письму; знакомить обучаемых с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

Обучать речевой деятельности лучше всего в живом общении, компьютерные телекоммуникации (например, небезызвестный мессенджер Skype) позволяют вступать в диалог с партнером, совершенствуя свои навыки.

Необходимость общения обращает его участников к возможностям телеконференций, чат- технологий, к участию в международных проектах по различным проблемам, что стимулирует и развивает такие коммуникативные навыки, как умение вести беседу, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами, умение находить компромисс с собеседником и лаконично излагать свою мысль. Таким образом язык выполняет свою главную функцию — формирует и формулирует мысли.

Интернет позволяет совершенствовать и умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов: вы опять же можете общаться с носителями языка или преподавателем, пополнять свой словарный запас лексикой современного иностранного языка, прослушивая различные записи последних радио- или теленовостей, многочисленные аудио - и видеопрограммы на компакт дисках и т.д.

Используя информационные ресурсы всемирной сети, интегрируя их в учебный процесс, представляется возможным более эффективно обучать различным видам чтения: изучающему, поисковому, ознакомительному, непосредственно используя аутентичные материалы разной степени сложности.

В то же время, приобщая обучаемых к общению посредством электронной почты, можно формировать умения письменной речи, когда изучающие иностранный язык составляют ответы партнёрам, участвуют в подготовке рефератов, сочинений и т.п., тем самым совершенствуют не только лингвистические знания, но и развивают умения генерировать идеи.

Однако при подготовке подобных курсов обучения практически никогда не учитывается специфика методики, которая отражает особенности психолого-педагогических условий, присущих дистанционному обучению.

Для дистанционного обучения через интернет характерной особенностью межличностного общения на иностранном языке между преподавателем и обучаемым является его опосредованный характер. С одной стороны, возможность постоянного общения на расстоянии в ходе учебного процесса отличает дистанционное обучение от заочного и в некоторой степени приближает его к очному, с другой — межличностное телекоммуникационное общение не способно в полной мере восполнить отсутствие непосредственного «живого» общения.

Проблемы, трудности и препятствия

Основная методическая проблема обучения иностранным языкам фактически сводится к тому, как обеспечить достижение поставленных учебных целей при ограниченных возможностях преподавателя управлять ходом учебного процесса, какими методическими средствами возможно компенсировать дефицит этого управления. Очевидно то, что подобное ослабление роли преподавателя можно нейтрализовать теми методическими средствами, которые содержатся в используемых обучаемым дидактических материалах.

Действенность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырёх составляющих:

1) эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого;

2) используемых при этом педагогических технологий;

3) эффективности разработанных методических материалов;

4) продуктивности обратной связи.

Другими словами, успешность и качество дистанционного обучения в большой мере зависят от организации и методического качества используемых материалов, руководства и мастерства участвующих в этом процессе педагогов.

Отечественные исследователи выделяют ряд характеристик, присущих эффективному обучению на расстоянии:

• Более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, её организации; чёткую постановку задач и целей обучения; доставку необходимых учебных материалов.

• Интерактивность — ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения. Курсы должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, а также предоставлять возможность группового обучения.

• Высокоэффективная обратная связь — обучаемые должны быть уверены в правильности своих решений и дальнейшего продвижения от незнания к знанию.

• Мотивация — наиболее важный элемент любого курса дистанционного обучения; для этого важно использовать разнообразные приёмы и средства.

• Модульное структурирование курса – обучаемый будет иметь возможность чётко осознавать своё продвижение от модуля к модулю, выбирать любой модуль по своему усмотрению или по усмотрению ведущего педагога.

• Звуковое сопровождение — оно может быть реализовано либо на основе сетевых технологий, либо на CD.

В настоящее время современные информационные технологии предоставляют неограниченные возможности размещения, хранения, обработки и доставки информации на любые расстояния, любого объёма и содержания. Поэтому на первый план выходит педагогическая, содержательная и структурная составляющая учебного материала дистанционного обучения.

Эксперты выявили и основные методические принципы, имеющие концептуальное значение для организации системы обучения на расстоянии, которые необходимо учитывать для достижения более высокой эффективности курсов обучения иностранным языкам.

• Коммуникативный принцип, который обеспечивается не только при контактах с преподавателем, но и при работе в малых группах, разработке совместных проектов, в том числе и международных с носителями языка;

• Принцип сознательности, который предусматривает опору на определённую систему правил, предваряющих формирование навыка и в совокупности своей дающих обучаемому представление о системе изучаемого языка;

• Принцип опоры на родной язык, что должно находить отражение в организации ознакомления обучаемых с новым языковым материалом, при формировании ориентировочной основы действий;

• Принцип наглядности, который предусматривает различные виды и формы наглядности: языковую (аутентичные тексты, речевые образцы, демонстрирующие функциональные особенности изучаемого языкового материала в определённой культурной среде страны изучаемого языка); зрительную наглядность (при использовании разнообразных мультимедийных средств, организации видеоконференций); слуховую наглядность (использование определённых программных средств – саундбластеров, CD, а также организация аудиоконференций);

• Принцип доступности, что обеспечивается благодаря интерактивному режиму работы;

• Принцип положительного эмоционального фона, который способен сформировать устойчивую мотивацию учения для каждого обучаемого.

Все вышеперечисленные принципы имеют определяющее значение для успешного обучения иностранным языкам дистанционно.

В настоящее время активно разрабатываются различные методики обучения иностранным языкам с использованием интернета. Существуют сторонники идеи обучения иноязычной деятельности только с помощью всемирной сети без традиционной работы с учебником. Но большинство преподавателей предпочитают использовать интернет наряду с традиционными средствами обучения, интегрируя его в учебный процесс.

Однако многие преподаватели иностранных языков сталкиваются с проблемами при обращении к различным видам и формам дистанционного обучения.

Прежде всего это касается финансовых затрат. Далеко не все образовательные учреждения имеют бесплатный доступ в Интернет и могут позволить себе иметь дорогостоящую, мощную технику, чтобы полностью воспользоваться всеми услугами всемирной сети. Недостаток технической подготовки преподавателей также отражается на их работе. Но всё это, по-видимому, временные трудности. Главное — осознать, что все мы находимся на пороге монументальных технологических преобразований, которые в недалёком будущем повлияют не только на формы и методы преподавания современных иностранных языков, но и на то, каким образом обучающиеся будут эти языки изучать.

Сергей Симов
Оценка материала:
(1)
  A A A

Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.

Логин: 
Пароль: 
 

Возврат к списку

Shablonchik.com - сайты на 1С Битрикс
 
 
 
Алиса Андреева
Тина Митусова
Ирина Дельфей, Геннадий Чернецов, Иван Овчаров
Иван Овчаров
Интерьер FAQ-cafe
Михаил сапенюк, Наталья Макарова. Даша Богачкина
Гости дискуссии (29)
Константин Дубровин
 
Rambler's Top100